«Горячая линия» по вопросам организации питания в школах

Печать

Специалистамитерриториального отдела Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в г. Коркино и г. Еманжелинске, Еткульском районе в период с 05 сентября по 16 сентября проводится «горячая линия» по вопросам организации питания в школах .

Работа «горячей линии» по телефону (8-351-52)3-88-11 в рабочие дни с 10:00 до 12:00 часов и с 14:00 до 16:00.

Соблюдение принципов здорового питания школьников.

Правильное питание (или здоровое питание) – это сбалансированный рацион из натуральных и качественных продуктов, которые удовлетворяют все нужды организма, кроме того, идут ему на пользу.

У детей и подростков в школьный период наблюдаются интенсивные процессы роста, сложная гормональная перестройка организма деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы, головного мозга. Значительное умственное и физическое напряжение, которое в последние годы значительно возросло в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ, нередко в сочетании с дополнительными нагрузками, приводит к необходимости ответственного подхода к составлению режима питания детей.

В основе питания подростков лежат три основных принципа правильного питания.

Первый принцип - пищевой рацион школьника должен покрывать все энергетические потребности, связанные с бурным ростом организма и интенсивной жизнедеятельностью детей.

Любое длительное несбалансированное питание приводит к различным нарушениям в организме, и особенно растущем. Если калорийность пищи недостаточная, идет неправильное и замедленное развитие и рост, сопровождающееся дефицитом веса. Если калорийность пищи больше, чем расход энергии, то результат – избыток веса или даже ожирение. Чтобы этого не случилось, подросткам следует избегать самой главной ошибки в питании – увлечения хот-догами, сосисками в тесте, газированными напитками, чипсами, жирной, острой и соленой пищи.

Второй принцип правильного питания - это соотношение пищевых ингредиентов.

Организму для роста функционирования необходимо очень много разнообразных компонентов, которые он получает с пищей.

Белки - строительный материал организма, они участвуют в процессах обмена. Способствуют росту, развитию интеллекта и др. Физиологическая потребность в них рассчитана как 1г. на 1кг. нормальной массы тела. Полезны белковые продукты: нежирное мясо, мясо птицы, молоко и все молочные продукты, а также белки растительного происхождения, которые содержатся в крупах, макаронах, картофеле. Увлечение подростков колбасами для перекусов нежелательно.

Жиры, как и углеводы, нужны организму как основные источники энергии.  Затраты организма в энергии значительны. Даже в состоянии покоя круглосуточно идет работа органов и систем. Организму нужны жиры как животного происхождения (содержащиеся во всех белковых продуктах), так и растительного: оливковое, подсолнечное, кукурузное и др. масла в количестве 30г. (2 столовые ложки) в день.

Углеводы или сахара, являясь источниками энергии, поставляют в организм еще и балластные вещества (клетчатку) и различные витамины, наличие которых в пище обязательно. Углеводы и сахара содержатся в хлебе, крупах, овощах и фруктах. Соотношение основных компонентов пищи в рационе подростка необходимо регулировать в показателях: белки-20 процентов, жиры- 20 процентов, углеводы – 60процентов. Если длительно они не соблюдаются, например, преобладает углеводистая пища, то это приведет к избыточному весу. Девочкам, увлекающимся диетами, чтобы не поправиться, следует знать, что исключение некоторых продуктов пагубно скажется на их здоровье, приведя к необратимым последствиям. Неоднократно в телесюжетах обсуждался вопрос об анорексии – болезни нарушения обмена веществ и отторжения организмом любой пищи. В этом случае о красоте и тем более здоровье речи быть не может.

Третий принцип правильного питания - регулярность, кратность и чередование приемов пищи.

Регулярное питание, соблюдение режима питания – это, прежде всего профилактика заболеваний пищеварительной системы. Принимать пищу необходимо 4-5 раз в сутки, делая перерыв между едой не менее трех часов, но и не более 4 часов. Подросткам следует обязательно завтракать, не отказываться от школьных обедов, не пропускать полдник и ужинать не позже чем за 2 часа до сна. Если ребенок не питается в школе или после школы занимается в спортивной секции, брать с собой перекусы обязательно. Классический перекус - бутерброд. Основой его кроме хлеба могут быть хлебцы, а начинка – масло, сыр, рыба, котлета, ветчина. От колбас лучше отказаться, заменив их отваренным мясом.

Распределять пищу по объему в течении дня при четырехразовом питании следует так: завтрак- 25 процентов, обед – 35 процентов, полдник -15 процентов, ужин – 25 процентов.  В первую половину дня лучше употреблять продукты, наиболее богатые белком, а на ужин в основном, молочно-растительные блюда. Одни и те же блюда не должны повторяться в течении дня, а в течении недели не более 2-3 раз.

Правильно организованное питание поможет сохранить здоровье, обеспечить хорошую работоспособность, поможет избежать переутомления и сформирует привычки культуры питания.

Как правильно составить рацион питания школьника?

Для формирования и сохранения физического  и психического здоровья  школьника и полноценного усвоения им школьной программы важно правильно организовать его питание.

Вся сила в завтраке.

Для того  чтобы быстрее проснуться, включиться в учебный ритм и долго оставаться сытым, нужно правильно выбрать завтрак. Хорошо насыщают животные белки и жиры, а также сложные углеводы. Они расщепляются медленно, давая стабильный уровень глюкозы в крови, которая подпитывает мозг и устраняет сонливость.

Категорически не стоит  пропускать завтрак по утрам в пользу лишних 15-20 минут сна. Не стоит завтракать и чаем с конфетами. Это не самое полезное начало дня. Глюкоза, полученная из сладкого  напитка и конфет, подпитывает мозг минут на 30-40, после чего ребенок будет ощущать сильный голод. Тяга к знаниям в этих условиях закономерно снижается, а вот желание поесть нарастает.

Пропускать  завтрак  нельзя, могут возникнуть  проблемы с пищеварением, которые могут усилиться  уже к средней школе. Организм, не получивший  питания, расходует свои ресурсы, происходит застой желчи, выброс кислоты в желудке, изжога,  боль в правом боку, тошнота и недомогание.

Что предложить на завтрак.

Самое полезное блюдо – это каша из цельно зерновых злаков (кукурузная, овсяная, гречневая, пшеничная).  Рисовая  каша тоже неплохое блюдо, но в очищенном белом рисе мало витаминов, стоит добавить в такую кашу ягод, сухофруктов, орехов. Полезно сливочное масло с хлебом из цельного зерна, бутерброд с сыром. А вот от колбасы стоит отказаться, это не самый полезный продукт  для детского желудка. Изредка, если ребенок опаздывает в школу, можно перекусить и бутербродом, но традицией это делать не стоит.

Полезны и другие варианты блюд на завтрак:

Мясные блюда с овощным или крупяным гарниром.

Запеканки с творогом.

Блюда с яйцом.

Несладкая выпечка (с сыром, мясом, овощами).

Теплые напитки (чай, компот или какао).

Обед самый плотный прием пищи.

После школы ребенок обычно возвращается голодным, поэтому важно обеспечить ему плотное и горячее питание.   Правильный прием пищи, с точки зрения диетологии, начинается не с супа, а с закуски. Закуской могут быть салаты, винегреты, отварные или сырые овощи, кусочек сельди,  тост с паштетом, кусочек сыра. Это нужно, чтоб простимулировать выделение желудочного сока и ферментов в кишечнике. Закуски нужно совсем немного, буквально 20-30 г.

Далее следует суп.Важно, чтобы дети на всем протяжении учебы ели первые блюда. Это нужно для того, чтобы пищеварение работало правильно, суп  это не основная еда, а подготовка к усвоению более плотных вторых блюд. Он может быть любым – овощным, мясным, куриным, борщ, щи, суп-пюре и даже бульон с сухариками и долькой яйца.

После супа нужно второе блюдо. Именно оно насыщает и дает энергию и поступление всех основных нутриентов. Выбор блюд органичен только вашими возможностями, вкусом ребенка и фантазией. Но это должны быть горячие блюда с овощами, мясом, рыбой, птицей, крупой. Не подходят под категорию горячих блюд пицца,  фастфуды,  сосиски и различные виды «быстрой» лапши. Эти блюда опасны даже для взрослых, а детскому неокрепшему желудку они противопоказаны.

Пример типичного обеда для школьника:

Салат из огурца с луком.

Борщ со сметаной.

Картофельное пюре с котлетой.

Компот или чай.

Не заставляйте ребенка есть, если он не хочет. Важно следить еще и за тем, чтобы ребенок активно тратил калории: спорт, бег, прогулки.

Нужен ли полдник?

Если ребенок учится в первую смену, ему нужен дополнительный прием пищи между ужином и обедом. Во второй смене дети обычно перекусывают в школе, и это тоже полдник. На полдник не нужно есть очень много, это подпитка организма до последующего ужина. Для полдника полезны  молочные продукты, выпечка, фруктовые и овощные блюда, орехи, злаки, фрукты. Но не стоит давать на полдник сладости, фастфуд. Они не полезны для здоровья и не дадут насыщения. Лучше заменить эти продукты бутербродом с сыром, отварным яйцом, йогуртом с орехами или ягодами.

Ужин не должен быть поздним.

Ужин  один из главных приемов пищи, но он не должен быть перед сном. После приема пищи и отхода ко сну должно быть минимум 2 часа, а лучше  три. На ужин полезны горячие блюда, составленные по принципу обеденных. Также необходима закуска перед основным приемом пищи. На ужин будут полезны молочные блюда, крупяные гарниры, мясные или рыбные блюда, овощи, фрукты.

Помните, что не стоит слишком перегружать организм вечером. Известно, что в это время плотная пища усваивается медленнее. Ориентируйтесь на аппетит ребенка.

Иногда дети перед  ночным сном хотят есть. Это допустимо, особенно в периоды активного роста, важно, чтобы вы выбрали для них правильный перекус. Наиболее полезными будут молочные блюда или напитки: кефир, йогурт, молоко, фрукты, овощи. Не стоит нагружать на ночь желудок белковыми или жировыми продуктами, они трудно и долго перевариваются. Хотя кусочек сыра как перекус – вполне допустим.

Питание школьника при грамотной организации должно обеспечить организм учащихся всеми пищевыми ресурсами, обеспечивающими полноценное развитие растущего организма в условиях интенсивных интеллектуальных нагрузок.