Потрогать историю ладошкой

Печать

Сегодняшняя наша героиня совсем не мечтала о работе педагога. Но стала учителем истории. А потом еще и заместителем директора школы № 16 по информационным технологиям, руководителем школьного медиацентра,  директором Еманжелинского представительства Современной гуманитарной академии.

Несмотря на такое обилие должностей и серьезную загруженность, Оксана Викторовна Зазуляк, по мнению дочери Анны, умеет так организовать работу, что у нее хватает времени на то, чтобы побыть мамой. И, конечно, женой и хозяйкой дома. Как ей это удается? Ведь профессия, казалось бы, поглощает целиком, превращается практически в образ жизни. Я сразу решила выяснить, что же такое учитель – это профессия, диагноз, хобби или что-то еще?

- Для меня, наверное, это все перечисленное, - ответила на мой вопрос Оксана. - Это и диагноз, с которым я иду по жизни. Это и мое хобби, потому что я, счастливый человек, работаю в свое удовольствие. Хотя, надо сказать, никогда не думала, что стану учителем. Просто, начиная класса с шестого, помогала в 5-й школе, где тогда училась, педагогам, а они все в один голос говорили: «Оксана, из тебя выйдет хороший учитель». Я отвечала: «Не дай бог, вы что, я хочу быть журналистом!» Потом в 11-й школе открыли педагогический класс, туда пошли подружки, позвали и меня. Так за компанию я в него и попала. А после школы не поступила в Уральский госуниверситет на факультет журналистики. Переживала страшно. Вернулась в Еманжелинск – куда идти? В школу! А там вдруг поняла: именно это - мое. С тех пор хожу на работу с удовольствием. Каждый день. Даже если трудно и не хватает времени. Так что моя профессия для меня - и диагноз, и хобби, и любимая работа.

Мне очень повезло со школой, я в ней, как дома. Так хорошо – сама за себя рада. И у меня есть коллега, с которой мы смотрим в одном направлении и идем вперед вместе. Это Светлана Петровна Владимирова. Мы часто проводим бинарные уроки – это наша изюминка. Кейс-технологии, методпроектов  - все делаем вместе. И мне нравится, что мы, когда работаем над уроком, можем просто друг на друга посмотреть – и начать писать.  И понимаем, о чем речь, с полуслова, полувзгляда. Я рада, что она в моей жизни есть. Как наставник, как коллега, как хороший друг. Редко такое встретишь.

И - самое главное - меня понимают. Это великое счастье. Во-первых, понимают дети, их родители, понимают коллеги, понимает моя семья, хотя на нее остается очень мало времени. Меня понимает моя мама, которая привила мне трепетное, даже сентиментальное отношение к учительству.

У меня родители выросли в деревне в Орловской области. Я очень хорошо помню такой случай. Мы приехали к ним на родину, идем по проселочной дороге, навстречу - телега, в ней мужчина – старенький, без руки. Папа останавливается, снимает шапку и низко кланяется этому человеку. Когда мы пошли дальше, отец с огромным уважением, с трепетом рассказал, что это учитель истории, который был на войне. И это отношение я впитала с детства. Чтобы я когда-нибудь позволила себе сказать что-то плохое об учителе! Да никогда в жизни! В начальных классах у меня была замечательная учительница, которую я часто вспоминаю и жалею о том, что не успела сказала ей нежных слов, – Нина Захаровна Штырова. Мы должны при жизни говорить учителям, что мы их любим, ценим, что они нам дороги. Еще у меня была прекрасная учительница, мы с ней сейчас переписываемся, – Нина Николаевна Мухлади, она уехала из города. Моя классная руководительница, которая привила мне любовь к литературе, к Пушкину. В моей жизни были прекрасные учителя!

- А почему выбор пал на историю?

- Я любила этот предмет в школе. Сначала его у нас вела Зоя Михайловна Костюшева. Я так благодарна этому прекрасному учителю. Не помню сами уроки, но помню ощущение:  хочется все узнать, все интересно. Любовь к Египту – от Зои Михайловны. Потом был Евгений Анатольевич Завьялов, который очень многое вложил в меня. Но в том, что была выбрана профессия историка, «виновата»  Елена Анатольевна Бессмертных. Когда я перешла в 11-ю школу, она появилась там –  молодая, яркая, энергичная, знающая столько нового. Она с  восторгом рассказывала про исторический факультет. Все – выбор пал на него.

- С тех пор вы преподаете историю и даже за границу ездили, чтобы прикоснуться к ней…

- … и сравнить с детскими ощущениями. Египет – это была сказка, нереальная мечта. Никогда в жизни не думала, что я вообще попаду за границу, даже не планировала. Когда стало известно, что я получу губернаторский грант, сразу сказала: «Едем в Египет». Мы заранее запланировали все экскурсии, потому что я знала,  где что находится, что нужно посмотреть. Несмотря на то что Египет на самом деле грязный, не очень приветливый, для меня он был самым красивым, самым дружелюбным.

- Прочувствовали, прикоснулись. А за какими впечатлениями поехали туда же во второй раз?

- Интересно, что муж сначала был против первой поездки, все-таки удовольствие это дорогое. Но когда мы вернулись из нее, спросил: «На будущий год поедем?» А на что? Решили, что подкопим, возьмем кредит. Поехали, но повестка была уже совсем другая. Мы люди верующие, и я всегда мечтала побывать в Иерусалиме. Самый дешевый вариант сделать это – ехать  в Египет, оттуда  - на экскурсию в Иерусалим. Как и планировали, в Египте посетили гору Моисея, потом побывали в Вифлееме, Иерусалиме – по святым местам.

- Это тоже история.

- Это все история. У меня, когда ехали по пустыне и издалека увидели Иерусалим, первая мысль была: все, что написано в Библии, – правда. Хотя я же понимаю:  можно соглашаться, не соглашаться, где-то спорные моменты есть… А когда видишь все это своими глазами, когда к этому прикасаешься и хочешь все познать… У меня был такой восторг неописуемый. Для себя я все поняла. И не только я. Вообще эти поездки очень многое дали нашей семье. Когда мы вырвались из привычного круга забот и проблем, смогли лучше узнать и понять друг друга. В первый раз мы ездили втроем, и муж открыл для себя дочь: «Какой интересный у нас ребенок!» Вторая поездка была более напряженной, даже рискованной, ребенка мы не взяли. И после посещения святых мест наши отношения с мужем стали другими, вышли на новый уровень.

- Не говоря уже о профессиональной деятельности …

- Да, когда рассказываешь о том, где побывал, - это совсем другое дело.  Я очень люблю снимать видео, фотографировать (дочь сейчас тоже этим увлеклась). Все, что мы видели в Египте, показывала детям,  давала потрогать тот же папирус, различные камни, статуэтки, фигурки, для них это очень много значит. Рассказывала им про фараонов, про Нил, и глазки у них блестели, потому что все это вживую. Мне очень важны эмоции. Я сама человек очень эмоциональный, не воспринимаю сухую информацию. Дети над одной моей фразой всегда хохочут, я говорю: «Дети! Я живая, я вот, перед вами, я не вижу ваших глаз, ваших эмоций!» Мне надо быть на одной волне с ними.

- В том числе в Интернете? Вы же создали свой блог для учеников.

- Да, без информационных технологий я уже не могу. Научилась работать на компьютере в 2001 году методом тыка, ничего толком не понимая. Меня и сейчас спроси, что означает та или иная кнопка, я не отвечу. Хотя попросят показать, как монтировать видео или что-нибудь не менее сложное,  - покажу. Но объяснить не смогу. До всего дошла опытным путем, и дети очень многому научили. Я счастлива, что у меня были и есть такие ученики, от которых загораешься. Меня Влад Алексеев столькому научил! Каждый божий день, когда сажусь за компьютер, я его мысленно благодарю. У меня была замечательная ученица Анжела Грицек – оптимистка по натуре. Когда мне плохо, я сразу вспоминаю ее. И таких детей много. Они умнее нас и даже в чем-то мудрее. Потому что у них другое восприятие мира.

Говорят, труд учителя неблагодарный – неправда! Нам, конечно, по-человечески хочется большего. Но когда по электронке мне приходят письма, поздравления, иногда даже не знаю, от кого, подпись  – ученики, это всегда трогает. Такие добрые, хорошие слова. Ну, думаю, не зря корплю.

- Конечно, не зря! Куда летом отправитесь пополнять коллекцию впечатлений?

- Сильно переживаем, что в этом году не удалось попасть за границу. Решили, что приложим все усилия, и будущим летом всей семьей куда-нибудь поедем. Наверное, опять в Египет. Мы еще не все там увидели, плюс ко всему Красное море – это теперь наша общая любовь. А в этом году мы едем отдыхать без папы с дочкой в Казань.

- Почему в Казань?

- Потому что, во-первых, красивый город – хочется увидеть. Во-вторых, в Казани жил мой дядя, с которым я встречалась только однажды. Но я не знала, что в честь него назван в Казани сквер, где стоит памятник ему. Мне очень хочется отдать ему дань уважения, побывать там. Как я всегда говорю: «Прикоснуться ладонью к истории». В данном случае - своей семьи.

Наталья РЯПОЛОВА