Первый опыт создания ТСЖ

Печать

С 1 января 2014 года приступило к работе вновь созданное товарищество собственников жилья «Фрунзе, 31». О проблемах при создании, о первых шагах в работе хочу поделиться с жителями многоквартирных домов (МКД).

Почему, спросите, первый опыт? Ведь уже работают ТСЖ, которые созданы раньше. Совершенно верно. Но все предыдущие ТСЖ организованы с использованием административного ресурса. А ТСЖ «Фрунзе, 31» создали сами жители МКД.

Регистрация ТСЖ состоялась еще в декабре 2012 года. Однако весь 2013 год прошел в противостоянии правления ТСЖ с руководством управляющей компании и администрации городского поселения. Но мы выдержали и не сдались.

Теперь конкретно о создании и о работе. Во-первых, в доме должна быть инициативная группа, человека три-четыре, обычно это старшие по подъезду. Они организуют проведение общего собрания собственников дома. Порядок проведения собрания подробно описан в Жилищном кодексе РФ. На собрании решается вопрос о создании ТСЖ, выборах правления, председателя правления, о регистрации  в налоговом органе. Собрание может быть в очной и заочной форме. Практика показывает, что на общее собрание, на котором решается вопрос о кандидатурах в члены правления, приходит небольшое число жителей. И поскольку 50 процентов жителей не набирается, далее проводится общее собрания в заочной форме. Каждому собственнику выдается бюллетень заочного голосования, в котором он расписывается за поставленные в повестку дня вопросы. Подсчитывается количество голосов, и, если набирается более 50 процентов, вопрос считается решенным.

Далее выбранный председатель правления регистрирует созданное ТСЖ, открывает лицевой счет в банке, извещает администрацию города о создании ТСЖ, уведомляет управляющую компанию о расторжении договора управления домом, заключает договоры на вывоз твердых бытовых отходов, с паспортным столом, с управлением социальной защиты населения, решает вопрос о предоставлении коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению с ресурсоснабжающими организациями (РСО). О последнем немного подробней. Дело в том, что ТСЖ, созданное в одном небольшом доме, физически не в состоянии быть исполнителем коммунальных услуг по теплу и воде. Надо начислять плату, выписывать квитанции на оплату, собирать денежные средства, перечислять их РСО. Осуществить это практически невозможно. Выход из такого положения один. Ресурсоснабжающая организация должна это делать сама (хотя желания такого нет). В ст. 540 Гражданского кодекса РФ сказано, что «в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента…». Проще говоря, практически у каждого собственника МКД заключен договор по теплу и по воде с РСО. И поскольку договор считается заключенным, то РСО сама производит расчеты с жителями. В нашем доме Фрунзе, 31 так и происходит.

Наше ТСЖ начисляет и собирает единственную плату – за ремонт и содержание общего имущества. В штате всего два человека: бухгалтер и дворник, который одновременно убирает и моет в подъездах. Остальные необходимые виды работ по текущему ремонту, сантехнике, электричеству, покосу травы и другие выполняются по договорам. Председатель правления и само правление ТСЖ «Фрунзе, 31» работают без какой-либо оплаты. Да, уважаемые жители, я работаю председателем правления на чистом энтузиазме!

Наш дом новый, 2008 года постройки, поэтому инженерные системы, водопровод, канализация пока в не запущенном состоянии, больших затрат не требуют. И поэтому так не хотелось руководству УК потерять такой дом. Да еще и пример может быть заразительным: рядом три таких дома. Денежные средства, которые были накоплены на лицевом счете нашего дома перед созданием ТСЖ, были в срочном порядке управляющей компанией потрачены. Был проведен ремонт подъездов на кругленькую сумму, хотя этого, на мой взгляд, и не требовалось. Остальные денежные средства со счета дома взаимозачетом распределили собственникам квартир.

А мы предполагали деньги, которые были на счете дома, использовать для реконструкции теплового пункта (бойлерной)  с тем, чтобы весной и осенью, когда на улице плюсовая температура, в трубах отопления вода была бы не 60–65 градусов, а 35–40. Тогда бы мы не парились в квартирах, а плата за отопление уменьшилась. Хотя мы и прикрывали в теплое время стояки и задвижки, но это не так эффективно.

По-моему, большинство жителей города уже поняли, что ТСЖ – наиболее эффективный способ управления МКД. Что нужно для того, чтобы в городе было создано больше ТСЖ? Во-первых, это деятельная помощь городской администрации. Не на словах, а на деле. Можно провести семинары с представителями домов, которые намерены создать ТСЖ. Помочь им провести общие собрания жильцов. Во-вторых, должны быть организованы подрядные организации по видам деятельности: бухгалтерско-финансовая, сантехническая, электромонтажная и т. д. Для чего? Одному дому накладно содержать бухгалтера, а если несколько домов будут пользоваться услугами объединенной бухгалтерии, будет дешевле. И по мере необходимости правления домов, в которых созданы ТСЖ, могли бы обращаться в эти организации для проведения соответствующих работ с оплатой по договору.

В чем смысл, спросите вы? Ведь почти это и есть в настоящее время. А смысл в том, что денежные средства находятся на счете ТСЖ и оплата производится после выполнения работ. А сейчас как? Денежки мы ежемесячно платим в управляющую компанию. А что будет сделано на доме – это уже вопрос другой. Тем более, что в городе одна УК управляет более чем 100 МКД. Между тем в постановлении правительства РФ № 75 от 6 февраля 2006 года сказано, что управляющая компания должна управлять домами с площадью квартир не более 100000 кв. м. В городе общая площадь квартир более 300000 кв. м Это означает, что в городе должно быть минимум три управляющие компании, а не одна. Налицо грубейшее нарушение законодательства и главного принципа реформирования ЖКХ – конкуренции. А кто спросит за такое нарушение?

А. НИКОЛАЕВ, председатель ТСЖ «Фрунзе, 31»