НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ

Печать

Получите консультацию по бесплатному телефону горячей линии Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области 8 800 444 80 88. Правительством РФ принимаются меры по выявлению областей экономики, видов экономической деятельности , для которых наиболее характерны низкая формализованность трудовых отношений, наличие «серых» схем и расчетов в наличной форме при оплате труда, уклонение от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), а также на основе данных ПФР, ФНС России, органов государственной власти и органов местного самоуправления выявление юридических и физических лиц, уклоняющихся от уплаты страховых взносов в ПФР.

Легализация «теневой» зарплаты выгодна как работнику, так и работодателю.

Интересы работодателя

Неформальные трудовые отношения (без заключения трудового договора или с иными нарушениями трудового законодательства) полностью утратили свои зарплатные преимущества. Уровень оплаты труда у самозанятых сравнялся с зарплатой в формальном секторе экономики. В неформальном секторе заработная плата выплачивается неофициально, т.е не уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Фонд социального страхования, тем самым лишая работников достойного пенсионного и социального обеспечения.

Справка

По борьбе с «серыми» зарплатами ведется активная работа

ФНС России

Налоговые органы систематически проводят контрольные мероприятия, направленные на выявление налоговых агентов (работодателей), выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда: анализируют представленные сведения о доходах физических лиц, проводят комиссии по легализации налоговой базы, рассматривают письменные обращения граждан о применении «конвертных схем» и проверяют изложенные факты в ходе выездных налоговых проверок.

При поступлении от граждан сведений о фактах выплаты неучтенной заработной платы, неофициальном оформлении трудовых отношений налоговые органы проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта в целом и определяют налоговые риски занижения налогооблагаемой базы не только по налогу на доходы физических лиц, но и по другим налогам. При прямом или косвенном подтверждении поступившей информации налоговый орган принимает решение либо о назначении выездной налоговой проверки, либо о приглашении хозяйствующего субъекта в налоговый орган на заседание комиссии по легализации налоговой базы (с учетом сбора необходимых доказательств). Комиссии по легализации налоговой базы действуют с 2007 года. Во всех субъектах РФ помимо комиссий, созданных в налоговых органах, действуют и межведомственные комиссии с привлечением областных и местных администраций, контролирующих органов. После рассмотрения деятельности налогоплательщиков на заседаниях ими, как правило, представляются уточненные налоговые декларации с уменьшением ранее заявленных убытков.

Специалисты Отделения Пенсионного фонда России по Челябинской области регулярно выявляют работодателей, выплачивающих заработную плату ниже уровня минимального размера оплаты труда во внебюджетном секторе экономики.

Вся информация, поступившая на «телефоны доверия», анализируется специалистами Пенсионного фонда. Все факты нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах принимаются во внимание для включения в план выездных проверок по согласованию с Челябинским региональным отделением Фонда социального страхования РФ.

Государственной инспекцией труда в Челябинской области в течение первого полугодия текущего года по информации, полученной от органов пенсионного фонда, проведены внеплановые проверки, в результате которых работодателям выданы предписания, наложены штрафы. В результате восстановлены права 21 работника.

За 9 месяцев 2014 года в Государственную инспекцию труда в Челябинской области и в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области пенсионным фондом направлена информация по 293 работодателям, которые выплачивают «серую» заработную плату.