Исполняется 95 лет Михаилу Ивановичу Братишкину — старейшему банкиру России, ветерану Великой Отечественной войны, одному из основателей и бессменному руководителю Челиндбанка. 73 года жизни он посвятил банковскому делу, из них почти три десятилетия возглавляет крупнейший банк Южного Урала.
Михаил Иванович Братишкин родился 10 ноября 1924 года на небольшой станции Тихорецко-Царицынской дороги.
Родители мои по происхождению крестьяне-бедняки. Отец до Октябрьской революции работал батраком у кулаков, участвовал в Гражданской войне.
Отца призвали на фронт в 1942 году. А я ушёл в армию в 1941-ом. Нас было с друзьями семеро, кто решил из школы идти на фронт. Мы даже винтовку в руках не держали… Перед самой войной вышел фильм «Истребители», и мы, конечно, загорелись авиацией. Написали рапорты, и нас направили на учебу в Астрахань, в авиационно-техническую школу. Мы изучали три вида самолетов: АНТ-40, или как его чаще называли, СБ – двухмоторный скоростной бомбардировщик, Пе-2 – это пикирующий бомбардировщик и штурмовик ИЛ-2, мне он особенно нравился.
После окончания авиационно-технической школы Михаил Братишкин был направлен на Дальний Восток, в район Комсомольска, где служил механиком в штурмовом авиаполку. Затем, окончив летную школу, воевал в 9-ой отдельной гвардейской эскадрилье, которая сопровождала корабли Черноморского флота.
Весь лётный состав наш был — пацаны самые настоящие. Во всей эскадрилье был только один пилот, которому исполнилось 25 лет. Тогда казалось, это был матёрый мужик. А нам всем было не больше 20‑ти…
Мы летали на бомбардировщиках. Задания были разные. Прежде всего сопровождать военные корабли. Помню, очень не хотелось быть сбитыми над морем. А такое случалось. У немцев зенитная артиллерия была мощная, высотная и скоростная. Сбивали нас не истребители, а именно зенитки. Не успеешь толком отбомбиться, выходишь из пике, смотришь – часть крыла отлетела. И с моим самолетом такое было…
В марте 1943-го меня подбили на По-2, пришлось садиться в Азовском море. Нужно было подлететь как можно ближе к берегу. Однако сесть – это полдела. Нужно еще до берега добраться. Когда сверху смотрел, казалось, до суши недалеко. А когда уже попал в воду, все оказалось сложнее. Плыву – да что такое, где же дно?! Вот, думаю, сейчас еще попытаюсь встать – нет под ногами дна – значит, придется тонуть. Но мне повезло… выплыл.
В апреле 1945 года, незадолго до Победы, Михаил Иванович был серьезно ранен.
После демобилизации в 1946 году он оказался в Вильнюсе, где устроился рядовым инкассатором в Литовской республиканской конторе Госбанка СССР.
В банк я попал совершенно случайно. Летать после ранения уже не мог. А работу найти было очень сложно. Практически единственной возможностью устроиться куда-то оказалась инкассация.
Позже, после окончания московского финансового института, возглавил одно из районных отделений Госбанка.
В 1961 году был назначен заместителем управляющего Липецкой областной конторой Госбанка. А в 1964 году получил перевод в Челябинск, где стал управляющим Челябинской областной конторой Госбанка.
Челябинск в то время был активно развивающимся индустриальным центром. При М.И. Братишкине была внедрена система кредитования промышленных предприятий. Под его руководством Челябинская контора Госбанка не раз занимала призовые места во всесоюзном социалистическом соревновании, а ее опыт был рекомендован для внедрения во всей системе Госбанка.
В советское время, разумеется, коммерческих банков не могло быть. Финансы, как и все ресурсы для предприятий, распределяло государство. Но один принцип был и остаётся универсальным и тогда, и сейчас: клиент должен уйти от вас довольным.
В октябре 1987 года М.И. Братишкин был назначен на должность начальника Челябинского областного управления Промстройбанка СССР. А в начале 1990-х годов в результате реформы банковской системы на базе этого управления был создан Челиндбанк. Учредителями банка выступили крупнейшие предприятия области. Челиндбанк продолжил обслуживать всех клиентов бывшего областного управления Промстройбанка СССР.
Когда произошла реформа банковской сферы, Госбанк в лице теперь уже Центробанка России стал надзорным органом, а мы акционировались и выделились в отдельную структуру, оставив за собой базу промышленных предприятий. Все крупные предприятия области остались у нас. Клиенты не хотели идти в другие банки. Никто тогда не знал, что такое рыночная экономика, законов толком не было.
Тогда, почти 30 лет назад, на Южном Урале работало не более десяти банков. Это было революционное время, и в политике, и в экономике, и в банковской сфере — упразднение госбанков, переход к двухуровневой банковской системе.
Кто не прошел этот путь, тому трудно понять, что это было за время. Новое законодательство. Новые правила бухучета. Катастрофическая нехватка средств на счетах предприятий. «Мертвые» картотеки. Денежная реформа… Потом череда банковских кризисов…. Не помню ни одного спокойного года…
Мы сохранили все хорошее, что банк имел до преобразования из государственного в коммерческий, прежде всего коллектив и клиентскую базу, а в качестве основной стратегии – планомерное развитие, отвечающее интересам экономики региона.
Под руководством Михаила Ивановича Братишкина выросло несколько поколений банковских работников. А созданный им банк продолжает успешно работать и вносит достойный вклад в экономическое развитие Южного Урала. Только за последние 5 лет Челиндбанк направил более 320 млрд рублей на развитие экономики региона. Свыше 300 тысяч жителей Урала доверяют банку заботу о своем финансовом благополучии.
Я горжусь нашим банком. Верю в него, в людей, которые здесь работают. Все, чего банк достиг, это заслуга коллектива. Верю в клиентов, которые обслуживаются у нас, ценю их доверие. Порядочность, честность, доверие и уважение клиентов – это, пожалуй, самое ценное в банковском деле.
У Михаила Ивановича много правительственных наград. Но самыми дорогими он считает Орден Жукова, Орден Отечественной войны Первой степени, орден Октябрьской революции, а также звание почетного гражданина Челябинской области. А самым главным праздником для него всегда был и остается День Победы.