Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко провела парламентские слушания «О параметрах проекта федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов». По словам спикера СФ, в этом году подготовка бюджета шла в напряжённом , непростом режиме, но удалось обеспечить рост экономики, устойчивость её основных показателей, неукоснительно исполнить все социальные обязательства перед гражданами.
Приоритеты бюджета, напомнила Валентина Матвиенко, чётко обозначил Президент России — это социальная поддержка граждан, укрепление обороноспособности, достижение целей специальной военной операции, интеграция регионов Донбасса и Новороссии, поддержка участников СВО и их семей, а также технологическое развитие экономики и социальной сферы.
Спикер СФ считает, что нынешний «бюджетный пакет» более объёмный и амбициозный, чем обычно.
«В следующем году прогнозируется рост доходов до более чем 40 триллионов рублей, что на четыре триллиона больше по сравнению с 2024 годом. Расходы при этом составят порядка 41,5 триллиона рублей».
С основным докладом на парламентских слушаниях выступил Министр финансов РФ Антон Силуанов. Он отметил, что проект федерального бюджета на предстоящую трехлетку направлен на финансовое обеспечение тех национальных целей развития, которые определены Президентом России, на формирование ресурсов для национальных проектов, которые являются инструментами их реализации.
«Национальные цели развития определены на предстоящие 6 лет, на этот же срок подготовлен финансовый план страны. Первая трехлетка – первый шаг в реализации задач, которые поставлены Президентом в Послании Федеральному Собранию», — сказал Антон Силуанов.
Губернатор Челябинской области, председатель Комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы» Алексей Текслер озвучил ряд предложений, касающихся совершенствования межбюджетных отношений.
По мнению Алексея Текслера, в части списания двух третей бюджетных кредитов основные подходы (в т. ч. на что идут средства от списания) нашли свое отражение в проекте федерального бюджета. При этом Алексей Текслер призвал Совфед как палату регионов обратить внимание на последующие подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти, предостерегая от возможной перегрузки избыточными критериями отбора, что может затормозить работу по проектам.
Ключевое предложение Алексея Текслера касалось сохранения существующих параметров софинансирования расходов регионов из федерального бюджета на реализацию нацпроектов и федпрограмм на предстоящие 6 лет. Алексей Текслер напомнил о том, что на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам с участием Президента была достигнута договоренность о сохранении существующих подходов к софинансированию. Правительство приняло распоряжение, которое предполагает поддержку всех регионов. Однако, как минимум в отношении отдельных нацпроектов, эти договоренности не соблюдены. В качестве примера Алексей Текслер отметил сокращение финансирования региональных центров «Мой бизнес» и Центров поддержки экспорта.
«Наша позиция – должны соблюдаться утвержденные уровни софинансирования всех национальных проектов и федеральных программ. Мы знаем разговоры про то, что у регионов сейчас есть остатки средств и вроде как они самостоятельно могут справляться. Но это далеко не так. Учитывая текущие и будущие расходы регионов, другие обстоятельства», - отметил Алексей Текслер.
Третье предложение касалось наполняемости региональных бюджетов. Субъектам могло бы помочь право частичного распределения доходов от акцизов на табачные изделия (сегодня они в полном объеме поступают в федеральный бюджет).
«Знаем, что эта тема недавно поднималась Советом Федерации с конкретными предложениями. Поэтому, уважаемая Валентина Ивановна, еще раз предлагаем этот вопрос довести до решения, которое, по нашему мнению, отвечает интересам и регионов, и федерального центра», - высказался Алексей Текслер.