•  
Городской информационно-справочный сайт Еманжелинска / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА САЙТОВ В ЕМАНЖЕЛИНСКЕ / Наш телефон 8-912-899-000-9

Ответственность в делах и поступках

E-mail Печать

Это самое главное качество руководителя, считает Вячеслав Михайлович Шихалеев, возглавлявший в тяжелые 90-е годы управление образования, тогда еще городской отдел народного образования. 11 лет, с 1994-го по 2005-й, В.М. Шихалеев возглавлял управление образования администрации Еманжелинского муниципального района. Почетный работник образования РФ, ветеран труда, награжденный грамотой Министерства образования РФ, почетной грамотой губернатора Челябинской области, лауреат премии Законодательного Собрания Челябинской области, почетный гражданин Еманжелинского городского поселения - сегодня Вячеслав Михайлович делится воспоминаниями о работе в эти непростые годы.

- Мне выпала честь работать начальником управления образования в тяжелые времена, - вспоминает Вячеслав Михайлович. – Зарплату по полгода задерживали, давали мукой, сахаром, пособие по методической литературе учителя не получали. Жесткая централизация финансов была тогда. Школы ведь даже лампочки не покупали. Их закупала наша хозяйственно-экономическая группа и распределяла по школам. Но эта жесткая централизация и спасла школы в период безденежья и взаиморасчетов при отсутствии финансирования. Спасибо главному бухгалтеру Зое Михайловне Пичугиной и главному экономисту Валентине Николаевне Рохиной. Многое держалось на их плечах. Но ответственность и четкость в работе помогали справиться с трудностями.

Образование не стояло на месте. В 90-е годы в городе были открыты подготовительные курсы Челябинского агроинженерного университета, Троицкой ветакадемии, филиал физико-математической школы при ЮУрГУ. Мы часто проводили методические семинары, открытые уроки на заседаниях методических объединений. Больше стали уделять внимания коррекционному обучению и воспитанию детей с особенностями в психическом и физическом развитии, в этом заслуга Надежды Алексеевны Пряничниковой. При мне начали проводить конкурсы педагогического мастерства в области, ввели ЕГЭ. Заместителем у меня были Галина Петровна Кошевая, затем Вера Анатольевна Боровкова. Обе трудолюбивые, отзывчивые. Детские сады курировала Нина Андреевна Семикашева - умница, сама все вопросы решала.

В то время много чего позакрывалось, а зря. Взять тот же летний отдых. Лагеря дневного пребывания при школе – мера вынужденная. Закрыли многие загородные лагеря из-за отсутствия финансирования, а детишек-то летом определять куда-то нужно…

Сейчас, конечно, техническое оснащение в разы сильнее. А в наше время если на школу один компьютер выделят, это уже счастье. Да что там говорить, в гороно всего два компьютера было. Самый первый у экономистов поставили.

Об автобусах даже не мечтали. Первые автобусы школам давать начали в новом тысячелетии. В красногорские школы я обычно на рейсовом автобусе или на перекладных добирался.

Правда, шефы помогали во всем: и школы ремонтировали, и транспорт давали, и спортивные секции на общественных началах вели.

Да, смотришь сегодня на ситуацию в образовании и понимаешь: многие проблемы все те же остались. Например, кадров как в девяностые не хватало, так и сейчас их нет. Ввели в середине 90-х целевое направление – это хорошо. Однако возвращались в район мало.

Хорошо, что зарплату учителям сейчас повышать стали, но нужно социальное жилье. Раньше каждый год, как и на многих предприятиях, пять-шесть квартир работникам образования давали за 30 процентов стоимости, остальные в ведомственных квартирах жили. В Еманжелинске квартир 15 служебных выделили, в Зауральском рабочее общежитие было. А без жилья трудно молодых специалистов привлечь. Жаль, что в районе станцию юных техников и учебно-производственный комбинат закрыли.

Еще мечта у меня одна осталась. Хотелось организовать профильное обучение. Построить бы в Еманжелинске хотя бы один физико-математический лицей или лингвистическую гимназию. Надеюсь, со временем все наладится.

Е. ЭРДЛЕ, специалист управления образования

В.М. Шихалеев: «Мне повезло. Коллектив педагогический в нашем районе был хороший. В других территориях забастовки проходили, а у нас нет. Все подходили к проблемам с пониманием. Конечно, добиться этого понимания было не так просто, приходилось регулярно встречаться с коллективами школ. Большое внимание уделял информированности. Это очень важно – живое общение, когда видишь глаза учителей. Я всегда считал так: если не уверен, не обещай, а если пообещал, но не получилось что-то – имей мужество признать ошибки».