- Мне выпала честь работать начальником управления образования в тяжелые времена, - вспоминает Вячеслав Михайлович. – Зарплату по полгода задерживали, давали мукой, сахаром, пособие по методической литературе учителя не получали. Жесткая централизация финансов была тогда. Школы ведь даже лампочки не покупали. Их закупала наша хозяйственно-экономическая группа и распределяла по школам. Но эта жесткая централизация и спасла школы в период безденежья и взаиморасчетов при отсутствии финансирования. Спасибо главному бухгалтеру Зое Михайловне Пичугиной и главному экономисту Валентине Николаевне Рохиной. Многое держалось на их плечах. Но ответственность и четкость в работе помогали справиться с трудностями.
Образование не стояло на месте. В 90-е годы в городе были открыты подготовительные курсы Челябинского агроинженерного университета, Троицкой ветакадемии, филиал физико-математической школы при ЮУрГУ. Мы часто проводили методические семинары, открытые уроки на заседаниях методических объединений. Больше стали уделять внимания коррекционному обучению и воспитанию детей с особенностями в психическом и физическом развитии, в этом заслуга Надежды Алексеевны Пряничниковой. При мне начали проводить конкурсы педагогического мастерства в области, ввели ЕГЭ. Заместителем у меня были Галина Петровна Кошевая, затем Вера Анатольевна Боровкова. Обе трудолюбивые, отзывчивые. Детские сады курировала Нина Андреевна Семикашева - умница, сама все вопросы решала.
В то время много чего позакрывалось, а зря. Взять тот же летний отдых. Лагеря дневного пребывания при школе – мера вынужденная. Закрыли многие загородные лагеря из-за отсутствия финансирования, а детишек-то летом определять куда-то нужно…
Сейчас, конечно, техническое оснащение в разы сильнее. А в наше время если на школу один компьютер выделят, это уже счастье. Да что там говорить, в гороно всего два компьютера было. Самый первый у экономистов поставили.
Об автобусах даже не мечтали. Первые автобусы школам давать начали в новом тысячелетии. В красногорские школы я обычно на рейсовом автобусе или на перекладных добирался.
Правда, шефы помогали во всем: и школы ремонтировали, и транспорт давали, и спортивные секции на общественных началах вели.
Да, смотришь сегодня на ситуацию в образовании и понимаешь: многие проблемы все те же остались. Например, кадров как в девяностые не хватало, так и сейчас их нет. Ввели в середине 90-х целевое направление – это хорошо. Однако возвращались в район мало.
Хорошо, что зарплату учителям сейчас повышать стали, но нужно социальное жилье. Раньше каждый год, как и на многих предприятиях, пять-шесть квартир работникам образования давали за 30 процентов стоимости, остальные в ведомственных квартирах жили. В Еманжелинске квартир 15 служебных выделили, в Зауральском рабочее общежитие было. А без жилья трудно молодых специалистов привлечь. Жаль, что в районе станцию юных техников и учебно-производственный комбинат закрыли.
Еще мечта у меня одна осталась. Хотелось организовать профильное обучение. Построить бы в Еманжелинске хотя бы один физико-математический лицей или лингвистическую гимназию. Надеюсь, со временем все наладится.
Е. ЭРДЛЕ, специалист управления образования
В.М. Шихалеев: «Мне повезло. Коллектив педагогический в нашем районе был хороший. В других территориях забастовки проходили, а у нас нет. Все подходили к проблемам с пониманием. Конечно, добиться этого понимания было не так просто, приходилось регулярно встречаться с коллективами школ. Большое внимание уделял информированности. Это очень важно – живое общение, когда видишь глаза учителей. Я всегда считал так: если не уверен, не обещай, а если пообещал, но не получилось что-то – имей мужество признать ошибки».