- «Скорая помощь» - нормально функционирующее подразделение больницы с богатыми традициями, хорошими знающими кадрами. Но, к сожалению, большей частью персонал «скорой» предпенсионного возраста. В мае-июне возможно усугубление кадровой проблемы: по тем или иным причинам планируют увольняться сразу несколько человек. И дело не в низкой зарплате. Кто-то устал от тяжелой и зачастую опасной работы, кто-то в предпенсионном возрасте не хочет проходить обучение, чтобы продлить действие сертификата на этот вид деятельности. Сейчас стоит задача найти достойную замену этим людям.
В настоящее время рассматривается вопрос о вывозе больных в специализированные лечебные учреждения – с инфарктом, с острым коронарным синдромом, нарушением мозгового кровообращения. Область обещает быть готовой к тому, чтобы принимать этих больных в сосудистых центрах уже с марта. То есть «скорая» будет забирать больного, довозить до нашей больницы, врач констатирует одно из вышеперечисленных заболеваний и в течение нескольких часов мы должны транспортировать больного в Челябинск.
Хорошо, что Еманжелинск в 50 километрах от Челябинска… Однако и при этом минимум два часа «скорой» в городе не будет, опять же сопровождать пациента должен фельдшер «скорой помощи». То есть надо быть готовым к тому, что какое-то время на вызовы будет выезжать одна бригада «скорой».
- Сколько фельдшеров «скорой помощи» необходимо принять, чтобы подразделение функционировало нормально?
- Минимум 5-6 человек.
- Юрий Васильевич, а какова ситуация с транспортом?
- Износ транспорта практически 95 процентов. На недавнем совещании в областном центре директор Челябинского областного фонда ОМС пообещал решить вопрос улучшения работы врачей и фельдшеров, выезжающих на вызовы, и прежде всего – с обеспечением современными автомобилями. Имеются в виду не только машины «скорой помощи», но и для участковых терапевтов. Автомобили «скорой» работают практически без остановки, поэтому износ наступает очень быстро, особенно учитывая состояние дорог.
Наша больница по программе обслуживания трассы для ДТП с пострадавшими получила реанимобиль. Запустить его сейчас мы не можем, поскольку автомобиль должен пройти лицензирование, а бригада, работающая на нем, должна быть врачебная – врач-реаниматолог, обученный фельдшер и санитар. Машина полностью укомплектована для реанимации. Можно было бы со временем использовать ее для перевозки больных с инфарктами и инсультами. Совместно с региональными властями пытаемся решить этот вопрос.
- Некоторые наши читатели спрашивают, правда ли, что из-за изменений в работе с ФОМСом вызов врача «скорой помощи» может стать платным?
- Однозначно скорая медицинская помощь была и будет оставаться бесплатной. Взимание платы с населения за вызов бригады скорой медицинской помощи недопустимо ни при каких обстоятельствах. «Скорая помощь» относится к экстренной помощи, и на сегодняшний день речь о том, чтобы сделать «скорую» платной даже в каких-то отдельных случаях, не идет.
- Отсутствие страхового медицинского полиса значение при этом имеет?
- Для медучреждения желательно, чтобы у человека полис был. От этого зависит зарплата медработников, существование самой «скорой помощи». Конечно, быстрее деньги будут поступать в медучреждение по полисам. Но медицинскую помощь человек получит в любом случае, даже если у него нет полиса. Отказа однозначно не будет. Но хотелось бы, чтобы каждый житель оформил полис, в связи с тем, что финансирование привязано к количеству полисов, а не жителей. Больше полисов на территории — выше финансирование.
- Юрий Васильевич, но ведь, надо признать, не каждый вызов «скорой» - экстренный. Случается, пожилые люди перестраховываются и звонят в «неотложку» по поводу и без...
- Это беда не только нашей «скорой помощи». Каждое утро идет доклад: предположим, на 60 вызовов съездила «скорая помощь». Из них только 15 процентов экстренных. То есть настоящая работа «скорой» была на 15 вызовах. Остальное – это то, что могло быть обслужено участковым врачом или педиатром. Люди часто высказывают: «Вот, столько-то «скорую» ждали». А теперь подумайте, что в это время бригады «скорой» ездят и оказывают помощь не их компетенции: кто-то заснуть не может, у кого-то температура 37,5 и он боится, чтобы не поднялась выше, где-то вообще пьяный позвонил в «скорую», а когда бригада приехала, он заявил: «А мне уже не нужна ваша помощь». Ложных вызовов очень много.
Из-за неграмотности населения, перестраховки минимум в половине случаев «скорая» работает там, где ей работать не нужно, вхолостую. А туда, где «скорая» действительно необходима, она не успевает. Так что недоезды, удлинение времени доездов часто случаются вовсе не по вине «скорой». И не по своей вине она работает неэффективно. Хотелось бы, чтобы наши жители четко называли причину вызова.
- А вообще, есть нормы по времени для «скорой» - за сколько минут нужно доехать?
- В нашем районе это 10-15 минут.
- В поселок Зауральский из Еманжелинска бригада ездит?
- Да. Зауральский, как и Батуринский, Таянды, обслуживаются еманжелинской горбольницей. При этом в Красногорском, где население 14 с небольшим тысяч, стабильно работают две укомплектованные машины, и в городе с населением 34 тысячи - две-три бригады. В плане «скорой» Красногорский живет даже лучше, чем город.
- В связи с тем что служба «скорой помощи» работает теперь в системе ФОМС, какие-то изменения произойдут?
- Для населения нет. Что касается персонала, то в оплате работники «скорой» ничего не потеряли. Они по-прежнему получают стимулирующую надбавку 3,5 тысячи рублей. Единственное, если раньше эти надбавки были четко фиксированными, независимо от того, хорошо работает фельдшер или плохо, он получал 3,5 тысячи рублей, то теперь стимулирующие надбавки будут распределяться в зависимости от того, как работает сотрудник. При плохой работе может получить меньше. То есть напрямую от качества работы зависит зарплата персонала.
- Кто же и по каким критериям будет оценивать, хорошо или нет работает фельдшер «скорой»?
- Оценивать будут старший фельдшер и заведующая поликлиникой. Основной критерий оценки – качество работы. Работу «скорой» нельзя нормировать. Конечно, ФОМС определит какое-то среднее количество вызовов. Но больница не может от этого отталкиваться. Сейчас предэпидемический порог по вирусным заболеваниям – вызовов будет много, спадет уровень вирусных заболеваний – вызовов будет меньше. Критерий, больше съездили или меньше, не годится, «скорую» в такие рамки ставить нельзя.
Вопрос о процентах стимулирующих надбавок мы пока разрабатываем с юристами и экономистами больницы.
- Как же оценить качество работы врача «скорой»?
- Вот пример. Приехал на ту же самую дорожную травму фельдшер «скорой», вовремя обезболил, наложил шину, правильно довез. В общем – не ухудшил состояние человека. Значит, работа выполнена качественно. А ведь помощь, оказанная в первые минуты, в первые полчаса, очень много значит. От работы «скорой» многое зависит. В какой-то степени деньги будут стимулировать, чтобы работать еще лучше.
Интервью взяла Наталия БАЛАБАНОВА
Юрий ВОЛКОВ:
- Работа на «скорой» очень тяжелая, опасная. Фельдшеры сталкиваются с оскорблениями, с пьяными, наркоманов очень много, которые считают, что «скорая помощь» завалена сильнодействующими препаратами, и вполне реально нападение на ее работников, а охраны у них нет.