- Проанализировав заявления по кражам, где потерпевшими являются подростки, можно с уверенностью утверждать, что наиболее частые преступления – это кражи сотовых телефонов. Нередко поступают заявления, в которых полицию просят помочь в розыске материальной ценности, при этом потерпевший не знает, где, в какое время и каким образом его телефон вдруг исчез. Сотрудники полиции сутками работают, чтобы раскрыть преступление, найти телефон, привлечь к ответственности вора. В большинстве же случаев оказывается, что ребенок потерял телефон, но, боясь гнева родителей, сказал им, что мобильник украли. А бояться есть чего: как правило, заявляется материальный ущерб в размере от 3 до 20 тысяч рублей. Возникает правомерный вопрос: для чего покупать ребенку дорогостоящий телефон? Чтобы показать свой достаток? Но ведь телефон прежде всего – средство связи, а не роскошь. Родители сами себе же противоречат: с одной стороны, они утверждают, что телефон сыну или дочери необходим как средство связи – чтобы мама и папа знали, где ребенок находится, выучил ли уроки, все ли в порядке. С другой стороны, внимая просьбам своих любимых детей, родители идут у них на поводу, берут кредит и покупают дорогостоящий сотовый телефон. Зачастую кредит еще не оплачен, а мобильника уже нет.
Купив своему чаду телефон, папа и мама считают выполненным свой родительский долг. При этом забывают научить детей элементарным правилам предосторожности: отключать телефон во время уроков, ставить на вибровызов в темное время суток, не хвастаться перед малознакомыми людьми, не оставлять в карманах верхней одежды в раздевалках и т. д. А ведь именно незнание этих, казалось бы, простых правил и способствует потере сотовых телефонов.
Большая часть телефонов пропадает в школах, где дети оставляют их в партах, на подоконниках, в спортзале, в столовой или в раздевалке. Дети не особо дорожат вещью, которая досталась им легко, была подарена. В основном спохватываются только тогда, когда обнаруживают, что нет любимой игрушки. Боясь родителей, часто прибегают к обману, говоря, что телефон украли. Иногда сами искренне верят, что потерять не могли. Примеров тому существует масса.
Так, восьмиклассница одной из школ района на перемене оставила телефон на парте, сама же подошла к учительнице за консультацией. В это время в кабинет зашел другой класс. Прозвенел звонок на урок, восьмиклассница быстро собрала школьные принадлежности с парты в портфель, не заметив, взяла телефон или нет. Спохватилась только дома, но родителям рассказала историю о том, что мобильник украли.
Или другой пример. Пятиклассники играли на перемене в школе, отбивались друг от друга портфелями, в одном из которых находился сотовый телефон. Замок на портфеле был сломан и до конца не закрывался. Телефон выпал. Придя домой, пятиклассник обнаружил пропажу. А выпавший телефон заметил другой мальчик, проходивший мимо, незаметно для всех подобрал его и положил к себе в портфель. Почему он не сообщил о находке учителю? Потому что у мальчика своего мобильника не было, а он его давно просил у мамы…
Находясь на репетиции в одном из учреждений культуры нашего района, ученица начальной школы, переодеваясь, заметила чей-то телефон, лежащий на полу, и присвоила его себе. Дома сказала маме, что телефон нашла на улице. Мама, занятая своими делами, пропустила информацию мимо ушей, не придала ей особого значения. А почему бы не сказать дочери, что вещь чужая и ее необходимо вернуть хозяину, обнаружить которого абсолютно несложно? Для этого достаточно полистать журнал звонков.
К сожалению, в сознании многих взрослых не заложено понимание того, что брать чужое – аморально. Поэтому нет такого понимания и у детей.
Настораживает также факт, что в ходе беседы с несовершеннолетними в классе, где у девочки пропал телефон, выяснилось, что многие ребята знали, в чьих руках пропавший мобильник, но молчали. Все предпочли скрыть правду, дабы не быть изгоем в коллективе. Подростки думают, что таким образом проявляют солидарность, чем подменяют истинное понятие о настоящей дружбе.
Несовершеннолетние с телефонами в руках либо с наушниками в ушах подчас становятся жертвами грабителей. Так, в конце 2012 года 13-летний подросток в районе аптеки, расположенной на 48-м квартале, в дневное время с применением насилия открыто похитил телефон у 10-летнего школьника, который шел, слушая музыку. Позже юный грабитель поделился своим «подвигом» со своим 17-летним приятелем и поменял отобранный телефон на МР3-плеер. В результате проведенных следственных действий каждый получил по заслугам: 13-летний грабитель по постановлению суда за содеянное был направлен в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей в г. Челябинск сроком на 30 суток, а его 17-летний приятель, который приобрел краденый телефон, осужден горсудом к условной мере наказания.
Сотрудники полиции проводят активную работу по розыску пропавших – не обязательно украденных, а чаще всего утерянных – мобильных телефонов, на классных часах и родительских собраниях разъясняют нормы уголовного и административного законодательства об ответственности за правонарушения и преступления.
Подготовила Наталия БАЛАБАНОВА
Уважаемые родители!
Не покупайте детям дорогих телефонов, обращайте внимание на появившиеся в доме чужие телефоны, выясняйте обстоятельства их появления.
Объясняйте доходчиво детям, что телефон не игрушка, а средство связи.
Учите мерам предосторожности, разбирая возможные ситуации, и способам, как их избежать.
Объясните, чем чреваты ложные показания и укрывательство. Учите детей говорить правду.