•  
Городской информационно-справочный сайт Еманжелинска / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА САЙТОВ В ЕМАНЖЕЛИНСКЕ / Наш телефон 8-912-899-000-9

В условиях конкуренции

E-mail Печать

Чтобы выжить, небольшие торговые точки должны искать новые подходы к покупателю. О развитии торговли в Еманжелинском районе журналист «НЖ» побеседовал с заместителем главы района по вопросам экономики, промышленной политики , торговли и инвестициям И.Н. САБИРОВЫМ.

– Ирек Нагимович, есть мнение, что торговля – наиболее развивающаяся сфера экономики в нашем районе: постоянно открываются новые торговые точки, в большинстве магазинов много покупателей, то есть и оборот неплохой. Так ли это?

– Судите сами. В 2012 году в нашем районе открылось 27 новых магазинов, за пять месяцев этого года – четыре магазина и одна автомойка. В основном это магазины непродовольственных товаров плюс аптека.

Что касается оборота розничной торговли. Сравним: в июле 2012 года он составил 77,6 миллиона рублей, в сентябре – 78,5 миллиона, в ноябре – 82 миллиона. Декабрь 2012 года – 92 миллиона. Январь этого года – 72,7 миллиона рублей, апрель – 74 миллиона. Если сравнить данные за четыре месяца 2012 и 2013 годов, то рост товарооборота составляет 67,3. А если в объемах, то в этом году это 332 миллиона рублей за 4 месяца, в прошлом году за аналогичный период – 198,6 миллиона рублей.

– Солидный рост…

– За счет каких бы магазинов ни шло увеличение оборота розничной торговли, однозначно хорошо то, что рост есть. Значит, растет и покупательная способность населения. Видимо, можно это расценивать и так, что ассортимент магазинов расширяется и у еманжелинцев все меньше возникает потребность ездить за какими-то покупками в другие территории – Челябинск, Коркино, Южноуральск.

– А рост цен принимается во внимание?

– Ну насколько могут вырасти цены? Оборот розничной торговли вырос на 67 процентов, но, согласитесь, цены на 67 процентов не выросли… Они могли вырасти на семь, восемь, ну пусть десять процентов. Даже если усредненно взять, 67 процентов не получится. Рост товарооборота и в процентном, и в натуральном выражении не за счет повышения цен – в этом сомнений нет.

– Ирек Нагимович, у вас прозвучала фраза «за счет каких бы магазинов ни шел рост розничной торговли». Видимо, имеется в виду, что лидерами продаж являются крупные сетевые магазины? В этом году открылся еще и гипермаркет «Магнит» в Еманжелинске. Местные предприниматели ощутили, что на рынок пришел такой мощный конкурент?

– Конечно, в наших так называемых магазинах «у дома» объемы продаж упали. Но могу с чистой совестью сказать: внедрение сетевых магазинов в район, что предпринимателями, как правило,  оценивается резко отрицательно, инициировала не местная власть. Этот процесс начался с самих же местных предпринимателей. Вспомните, первые «Магниты» появились в районе в арендованных помещениях. Арендовали им площади наши же, еманжелинские, предприниматели. И сейчас именно местные предприниматели сдают в аренду торговые площади «Красному и белому», «Магниту». Нет такого закона, который позволял бы местной власти воспрепятствовать продвижению сетевых магазинов. Естественно, сетевые магазины очень сильно подрывают благополучие магазинов «у дома». С другой стороны, и у этих магазинов должно быть какое-то развитие. У нас же большинство продовольственных магазинов – а мы в данной ситуации говорим о продовольственных магазинах – какими были десять лет назад, такими и остались. Ничего в них не изменилось. Обновить фасад, внутренний интерьер изменить, торговое оборудование, раскладку товара поменять… Ничего этого в большинстве продуктовых магазинов нет. Часто наблюдаю: в одном магазине покупатели всегда довольны, даже если возникла очередь, пара минут – и ее уже нет. А в соседний магазин зайдешь – там почти всегда приходится постоять, хотя работают тоже два продавца. Каким-то образом предпринимательская сноровка должна срабатывать! Понятно, что по выручке, по популярности магазин «у дома» никогда не догонит сетевой магазин. Но предприниматели должны создать какой-то привлекательный момент, придумать что-то для удобства покупателей. Элементарно, чтобы человек, идя с работы, зашел по пути купить молоко и хлеб в их магазин. Не хочу, чтобы это было воспринято как оправдание или одобрение внедрения сетевых магазинов, но развиваться самим тоже надо, а не только жаловаться, что сетевики давят. Повторюсь: нет у местных властей полномочий, механизмов не пускать сетевые магазины в район, если все делается законно. Это рынок, конкуренция. Надо противопоставлять что-то конкурентам – качество обслуживания, красоту магазина, улыбки продавцов, в конце концов. К сожалению, очень мало продавцов у нас в районе умеют улыбаться посетителям.

– Наши читатели интересуются, что за новое заведение открылось на  углу улиц Гагарина и Чкалова? Дверь с «глазком» всегда закрыта, но тем не менее люди туда заходят…

– Предприниматель, который реконструировал это помещение, сейчас сдает его в аренду. Не будем строить предположения, если там происходит что-то противозаконное – прокуратура разберется. Наши надзорные органы работают достаточно четко.

– А что строится напротив Дома печати?

– Здание строит тоже  один из наших предпринимателей. Он планирует сдать его в аренду  торговой сети «Пятерочка».

– Ирек Нагимович, с января начал действовать запрет на реализацию пива в киосках и ларьках. Что в связи с этим изменилось? Вижу, некоторые киоски просто-напросто закрылись…

– Закон об ограничении продажи алкогольных напитков многие давно ждали, готовились к нему. Понятно, что у предпринимателя, который торговал в киоске пивом, было два пути: или приноровиться и продолжать торговать тайком, пока не поймают, или закрыть киоск. Было ожидаемо, что тем, кто перестанет торговать пивом, будет очень сложно выжить, практически невозможно. В Еманжелинске, например, один предприниматель организовывал на остановочных комплексах киоски: в течение ряда лет их строил, обустраивал. Это был его бизнес. Перед тем, как выйти антипивному закону, продал его другому собственнику. Сейчас и новый собственник вынужден отказаться от этого бизнеса.

– Много киосков закрылось?

– Порядочно. Сейчас переходный период. Хоть закон уже вступил в силу, все равно кто-то надеется выжить. На окраинах киоски, как правило, закрылись, а в центральной части города перепрофилировались. Кто-то часть помещения оставил, а часть отдал под приемные пункты  по изготовлению окон, или делают там ксерокопии. Цветочный отдел открылся в одном из павильонов. Один киоск сдали в аренду, сейчас там – мастерская по ремонту обуви. То есть те предприниматели, которые настроены продолжать дело, ищут пути, приспосабливаются и продолжают свой бизнес. Остальные просто закрываются. Очень не хочется обидеть людей подозрением, но складывается ощущение, что те, кто в киосках еще остался вести свой бизнес не меняя профиль и ассортимент, все-таки нарушают закон и, может быть, по ночам или каким-то другим способом, но торгуют пивом. Один такой сигнал у нас уже есть, информацию передали в прокуратуру и Роспотребнадзор, потому что такие нарушения – не полномочия администрации, но мы хотим, чтобы в районе торговля была цивилизованной.

Воспользуюсь нашей беседой, чтобы через газету обратиться к предпринимателям. Очень скоро – 21 июня – день выпусных вечеров в школах. Давайте воздержимся в этот день от торговли пива и других алкогольных напитков! У каждого из вас есть дети, внуки; пощадим их, не будем забывать, что они, по сути, еще дети, хоть и очень стараются казаться взрослыми. Пусть нынешние выпускные вечера будут трезвыми!

Интервью взяла Наталия БАЛАБАНОВА