•  
Городской информационно-справочный сайт Еманжелинска / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА САЙТОВ В ЕМАНЖЕЛИНСКЕ / Наш телефон 8-912-899-000-9

Ждем молодые кадры

E-mail Печать

Одно из приоритетных направлений в работе управления образования – привлечение молодежи. Сегодня много говорят о том, что в связи с повышением заработной платы учителям, уйдет в прошлое дефицит педагогических кадров и поднимется качество образования. Станут ли «молодеть» еманжелинские школы? Как обстоят дела с педагогическими кадрами в Еманжелинском районе? На эти и другие вопросы накануне профессионального праздника отвечает начальник управления образования администрации района И.Г. КОНДАКОВА.

- Ирина Геннадьевна, кто сегодня работает в учреждениях образования? Насколько это профессиональный состав?

- В учреждениях дошкольного, общего и дополнительного образования работают 1683 человека, из них педагогических работников 721 человек. Причем если сравнивать с предыдущими годами, то количество всего работающих в системе образования увеличивается, а количество педагогических работников – уменьшается. Скажем, в прошлом году их было 718, в 2011-м – 724, в 2010-м – 736. Незначительно, но идет снижение. Большинство педагогов работают в школах учителями, и это в основном женщины. Много учителей пенсионного возраста – 97 человек.

Если рассмотреть качественный состав, то показатели у нас в районе следующие: высшую категорию имеет 161 человек – это 22 процента от общего числа, первую категорию – 48 процентов, вторую (или, как правильно говорить, соответствуют занимаемой должности) – 10 процентов и неаттестованных у нас 19 процентов, это те, кто вышел из декретного отпуска, вновь принятые работники и те, у кого закончился срок действия категории, но они не успели аттестоваться, а теперь нужно выдержать определенный срок для того, чтобы подать заявление (три месяца до процедуры аттестации).

Конкурсный отбор лучших учителей на денежное поощрение из средств федерального бюджета – раньше его называли грантом Президента РФ – остается одним из самых популярных среди педагогов. В этом году заявление подали четыре человека, и один из них стал победителем – учитель истории и обществознания школы № 4 Вера Михайловна Прокудина.

За последние пять лет 26 педагогов стали победителями конкурсного отбора лучших учителей за счет средств федерального, областного и местного бюджетов, и Вера Михайловна дважды добилась успехана российском уровне – в 2007-м и 2013-м.

Конкурсный отбор за счет местного бюджета проходил один раз, в 2010-м, и был приурочен Году учителя. Тогда три педагога были удостоены гранта главы района – П.С. Антонов (ДЮСШ), С.Н. Капран (школа № 9), А.В. Астапова (детский сад № 26).

Руководящий состав в системе образования профессиональный, двое имеют звание «Заслуженный учитель РФ» – директор школы № 5 В.П. Плаксина и директор школы № 15 Г.Н. Голынина.

– Насколько полно укомплектованы кадрами учреждения образования?

– Учебно-вспомогательным персоналом укомплектованы все учреждения образования. И водители, и сторожа, и повара… Проблем нет. Ощущаем нехватку медицинских работников в школах, но они находятся в штате городской больницы.

Что касается учителей: в последнее время количество вакансий постепенно уменьшается. Требуются в основном учителя начальных классов, русского языка, иностранных языков, математики. Вакантных мест для узконаправленных специалистов почти нет. В связи с тем, что сейчас реализуется Указ Президента РФ № 597 «О поэтапном повышении заработной платы педагогическим работникам» количество вакансий сокращается. Грамотная работа по оптимизации кадров проведена руководителями школ № 2, 9, специальной коррекционной школы. В этих учреждениях штат к 1 сентября был укомплектован полностью.

– Ирина Геннадьевна, расскажите, какая работа проводится для привлечения молодых специалистов в образовательные учреждения?

– Привлечение молодежи – это одно из приоритетных направлений в работе управления образования, и для его реализации мы прилагаем все усилия. Например, в этом году выдано 20 направлений для поступления в Челябинский педагогический университет. Через четыре года (бакалавриат) или через пять лет (специалитет) к нам придет много молодых специалистов. И в этом году мы выдавали целевые направления не просто желающим, а успешным выпускникам школ, то есть смотрели на успеваемость, качество образования: если много троек в документе, то, естественно, о каком направлении может идти речь. Причем выдавали направления только по тем специальностям, которые нужны нашему муниципалитету. Если, например, наш район не нуждается в психологах, то зачем нам выдавать направление на факультет психологии. Вернутся ли они к нам? Дело в том, что с каждым абитуриентом заключается договор, и там прописано, что по окончании университета выпускник обязан вернуться и отработать не менее трех лет.

– Сколько может сегодня получать молодой специалист в школе? Вряд ли выпускник вуза будет доволен 18-часовой ставкой и зарплатой в 5 тысяч рублей, тем более если он обзавелся семьей...

– Мы не ограничиваем молодых специалистов в количестве часов. Средняя нагрузка наших педагогов 25-30 часов – около полутора ставок. С первого сентября этого года оклады в школах, установленные согласно новому Положению об оплате труда и утвержденные постановлением главы района, выросли с 5 тысяч 300 рублей до 9 тысяч рублей. То есть это база, которая является неизменной частью заработной платы. К этому базовому окладу нужно приплюсовать уральский коэффициент (15 процентов от оклада) и стимулирующие выплаты, которые учитель сам себе заработает: это участие в олимпиадах различного уровня, конкурсах – как детских, так и профессионального мастерства... Планируется, что молодые специалисты в этом году получат единовременную материальную помощь из средств областного бюджета в сумме 22 тысячи 391 рубль, а также ежемесячно будут получать выплаты в размере 970 рублей (если выпускник вуза) и 883 рубля 60 копеек (выпускник со средним специальным образованием). Плюс деньги за категорию, стаж, проверку тетрадей, классное руководство. И даже при своей неактивности, нежелании заявлять о себе вне школы, молодой специалист сегодня может получать около 15 тысяч рублей за ставку.

– Кто отслеживает нагрузку учителей, некоторые ведь имеют по 39 и даже 45 часов в неделю… И как начисляется стимулирующая надбавка к заработной плате?

– За формирование педагогического коллектива, соответствие каждого занимаемой должности и уровню квалификации, за распределение нагрузки несет ответственность руководитель образовательного учреждения. Иногда в школах складываются такие ситуации, когда есть вакантные места, а учителя на это место нет, и тогда вакантные часы распределяются между действующими педагогами. Вообще в соответствии с трудовым законодательством учитель имеет право вести не более 36 часов. Я не приветствую, когда у учителя слишком большая нагрузка, – от этого страдает качество.

В каждом образовательном учреждении создана комиссия, которая распределяет в соответствии с Положением об оплате труда стимулирующую надбавку. Способы начисления разные – либо в процентном соотношении, либо по балльной шкале, в течение месяца, четверти, полугодия… Каждый педагог получает надбавку в зависимости опять-таки от своей активности, результативности, качества образования и от того, на какой период эта доплата распространяется. Тут очень много критериев. И все решает образовательное учреждение, я как начальник управления образования не имею права вмешиваться в процесс, могу только рекомендовать руководителям сделать стимулирующую выплату тем педагогам, которые представляли район на областном уровне. Как, например, после традиционного осеннего турслета педагогических работников.

– Педагоги обязаны повышать свой профессиональный уровень?

– Ранее каждый педагогический работник через пять лет должен был проходить курсовую подготовку в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования. Сейчас курсы предлагают различные институты и университеты, не только ЧИППКРО. В соответствии с новым Федеральным Законом «Об образовании» каждому педагогу предоставляется право пройти курсы повышения квалификации один раз в три года. Вариантов много: это могут быть курсы двухнедельные или трехнедельные с отрывом от работы. Могут быть дистанционные, курсы по модульно-накопительной системе, то есть педагог в течение года ездит на семинары и за каждый получает сертификат, таким образом, набирает определенное количество часов.Темы и учебное заведение, где пройдут курсы, выбирает педагог и образовательное учреждение, где он работает, самостоятельно.

Интервью взяла Татьяна СОКОЛОВА

Педагогические кадры в цифрах:

Звание «Заслуженный учитель РФ» имеют 18 человек, «Почетный работник общего образования»–15 человек, «Отличник образования РФ» –35 человек, «Отличник народного просвещения» – 143 педагогических работника (6 награждались дважды).

Ордена и медали – 22 человека:

– орден Ленина, «Знак Почета», Трудового Красного Знамени;

– медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени;

– медали «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть».

По данным на 2012-й год от 2 до 5 лет работают – 28 человек, 10-12 лет – 73 человека, более 20 лет – 178 человек; в возрасте от 35 и старше – 257 человек.