Сначала – устно и письменно русский язык, математику и логику, географию, историю. Вместо 30 проходных Кирилл набрал 65 баллов, чем сразу поразил экзаменаторов. Но это был всего лишь первый этап вступительных испытаний. Затем прошли адаптационные сборы. Что это такое? Еманжелинца вместе с другими юными интеллектуалами из разных школ области и Башкортостана поселили в общежитие на три дня, и экзамены продолжились. Тестовые задания по логике (на компьютере), алгебре, чтение текста на турецком и английском языках, так называемое языковое собеседование, на котором педагогов интересовало не столько знание лексики и грамматики, сколько способности будущего лицеиста. Кирилл и здесь не подкачал. При этом в школе из иностранных языков он изучал лишь немецкий. Чтобы усвоить произношение английского и выучить его алфавит, школьнику потребовались репетиторские занятия, а для запоминания основных слов из турецкого хватило лишь консультаций.
19 октября этого года Кирилла и других ребят торжественно приняли в лицеисты – они выполнили шуточное задание, зачитали кодекс чести и получили нагрудный значок. За каждым первокурсником закреплен старшеклассник: за Кириллом – будущий выпускник Максим Борчининов из Миасса.
Он помогает выполнять трудное домашнее задание и вообще освоиться в лицее, общежитии. Это важно, ведь лицеисты только раз в неделю ездят домой – на выходные.
В начале учебного года к восьмиклассникам домой приезжают турецкие преподаватели для знакомства с родителями и условиями проживания юных лицеистов. Надо сказать, что состав преподавателей интернациональный, большинство педагогов лицея – мужчины, что редкость для российских школ.
– Они заранее нас предупредили о визите, – рассказывает мама Кирилла Галина Петровна Головченко. – Очень интересно принимать у себя таких гостей – за час с небольшим они успели пообщаться с сыном на трех языках, спросить у нас пожелания по поводу учебы и жилья, узнать, есть ли проблемы... Такой образец общения с учителями непривычен. Очень нас удивила система оценивания знаний – дневник пуст, лишь в конце недели появляются различные замечания, похвальные слова…
У Кирилла фигурирует: «Умница!» Уже сейчас по успеваемости он один из претендентов на поездку за рубеж для языковой практики в следующем году.
– Я просто хотел попробовать свои силы, – скромно говорит Кирилл, – и решил проверить: поступлю в лицей или не поступлю…
После Нового года восьмиклассник станет изучать биологию, алгебру на английском языке, а в другие годы обучения – в 9, 10, 11-м классах – к этому предмету добавятся физика, химия, информатика. Так доводят английский до совершенства. Кстати, с этой целью Кириллу посоветовали слушать «Битлз».
Уровень знаний учеников лицея очень высок, они часто побеждают на зональных, всероссийских и международных олимпиадах. Одаренные лицеисты получают премию губернатора.
…Подходит к концу вторая четверть, а родителям Кирилла все еще не верится, что их сын учится в таком необычном лицее, где внимание уделяется получению глубоких знаний по профильным дисциплинам и в то же время обучение направлено на всестороннее развитие способностей. К тому же школьники учатся жить в коллективе, в обществе. После уроков лицеисты не только сидят над учебниками. В свободное время они, например, занимаются бальными танцами. Кирилл хотел бы научиться играть на гитаре, но пока ему некогда. Он увлечен интеллектуальными играми и олимпиадами.
Татьяна СОКОЛОВА