Любови Ивановне Овчинниковой (в девичестве Емельянова), как и Еманжелинску, в этом году исполняется 80 лет. Только день рождения у нее сегодня. Совсем крохой, трехмесячной, в июне 1931 года ее привезли в голую степь, на берег Большого Сарыкуля. В Курганской области Емельяновы жили своим домом, имели крепкое хозяйство, потому в колхоз вступать не торопились, за что и были признаны кулаками и высланы из родного села Половинное. Отцу Любови Ивановны шел тогда 22-й год, а матери – 20-й.
На будущие Еманжелинские копи они прибыли вместе с родителями Ивана и его младшим братом. Молодые, сильные, работящие люди нужны были на угольных разработках. Они и начали вскрышные работы. Со слов бабушки Любовь Ивановна знает, что сначала строили разрез и только потом шахты. Первые в своей жизни шаги она сделала в землянке в Черном городке (сейчас на его месте пустырь – за зданием бывшей школы № 10). Пол и стены построенного из пластов дерна жилища родные затянули пологом, которым закрывали зерно, – чтобы земля не сыпалась. Осенью семья переселилась в камышитовый барак на третьем участке (примерно в районе 4-й школы). В каждую квартиру селили по нескольку семей, но и это было за счастье. А потом Емельяновы купили домишко в Берсеневке. Стоял он на нынешней улице Победы, в конце огорода позже построили ясли № 3 (теперь в этом здании зал борьбы ДЮСШ).
Отсюда Люба в 1938 году пошла в первый класс в открывшуюся за год до этого школу № 2. Добраться до нее было непросто, потому что вокруг стояла вода, грязь. Свой первый класс тогда набрала молоденькая, только что окончившая педучилище Матрена Николаевна Кудрявцева (ей, по-прежнему живущей в Еманжелинске, в ноябре исполнится 90 лет), которую малыши очень любили. На нелегкий период пришлись школьные годы Любови Ивановны, но она вспоминает о них светло – жили трудно, но дружно и интересно.
После школы Люба поступила в пединститут, по окончании которого в 1952 году вернулась в родную школу и проработала в ней учителем русского языка и литературы 41 год. Не только учила детей грамотно писать, понимать произведения классиков, но и ходила с ними в походы, ездила в колхоз, убирала улицы, собирала макулатуру и металлолом, как заместитель директора школы по воспитательной работе организовывала соревнования, военно-спортивные игры, вечера и встречи. Жизнь била ключом, ей, молодой и энергичной, все было интересно и в радость.
О том, как она и ее коллеги работали в те годы, рассказывается в созданной ими совместно книге «Школа – наш дом», изданной в 2001 году к 70-летию города. Не просто трудились, они жили своей работой, интересами своих учеников. Но и выйдя на пенсию, Любовь Ивановна не стала просто сидеть дома, она многие годы работала в совете ветеранов, вела краеведческий кружок в своей второй школе, прививая детям любовь к родному городу, который вырос у нее на глазах. Она многое видит иначе, чем другие, знает историю каждого уголка.
Есть у нее и особенно дорогие сердцу места. Например, у большого раскидистого тополя в городском сквере (недалеко от Ангела мира). Его посадил муж Любови Ивановны, Петр Романович, еще пареньком. И росло это дерево тогда в палисаднике дома, куда он потом привел молодую жену. Супруги Овчинниковы прожили вместе 56 лет. Петра Романовича не стало год назад, давно нет его отчего дома, а тополь по-прежнему украшает центр города. Любовь Ивановна с дочерью, внуками, правнуками обязательно приходят и к памятному камню, и к часовенке – вспомнить родных, невинно пострадавших в годы репрессий.
Оглядываясь назад, старожил и ровесница Еманжелинска Любовь Ивановна Овчинникова считает, что жизнь, которая получилась долгой и счастливой, прожита не зря. И она, конечно, права: замечательного педагога, воспитавшего не одно поколение еманжелинцев, помнят и любят и ученики, и коллеги.
Наталья РЯПОЛОВА
Фото Татьяны СОКОЛОВОЙ