•  
Городской информационно-справочный сайт Еманжелинска / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА САЙТОВ В ЕМАНЖЕЛИНСКЕ / Наш телефон 8-912-899-000-9

С войны пришел в 50-м

E-mail Печать

Петр Феодосьевич Кравцов помнит войну до мельчайших деталей. П.Ф. Кравцов родом из Украины. До четырнадцати лет жил с родителями, братом и двумя сестрами в селе Катюшинцы Калиновского района Винницкой области. Село, вспоминает, было большое, на 700 дворов. А в 1940 году всей семьей Кравцовы уехали на Урал. Бежали от войны, объясняет Петр Феодосьевич. Тогда война шла в Европе и поговаривали, что Германия может напасть и на Россию. Вот подальше от границы и уехали.

Обосновались в селе Ямки Еткульского района. Когда началась война, Петру Кравцову было всего 15 лет, и он наравне со взрослыми работал в колхозе. А в январе 44-го Петра призвали в армию. Вчерашние подростки знали, что попадут на фронт, многие сами просились на войну хоть сейчас, но… Будущих солдат надо было подготовить. Петр, имевший шесть классов образования, попал в снайперскую школу, что базировалась в селе Шершни Челябинской области. А тех, кто окончил семилетку, отправляли на курсы по подготовке летчиков.

После двух месяцев учебы в снайперской школе новобранец Кравцов в числе других парней прибыл на фронт, с Урала, из Сибири везли очень много солдат.

Ехали, вспоминает, в товарняках. Путь до Киева был долгий, через Москву (там всех в обязательном порядке вымыли в бане и остригли). Так Петр Феодосьевич оказался на родной Украине. Здесь еще шла война, но линия фронта летом 44-го была уже за Киевом.

Третья танковая армия, где воевал Петр Кравцов, зимой 45-го вошла в Польшу. Советские, польские войска окружили Варшаву, бои продолжались по нескольку дней. Порой было страшно, и некоторые не выдерживали. Нервы у всех были на пределе. Наверное, поэтому для солдат привозили сигареты мешками – чтобы в перерывах покурили, ненадолго отвлеклись. Но Петру Феодосьевичу удалось не то что не втянуться – он даже в руки те сигареты не брал. Поддерживали письма из дома, мать просила беречь себя и умоляла остаться в живых. Советские войска Польшу освободили, дошли до Карпатских гор, участвовали в освобождении Праги, затем получили направление двигаться в Германию.

Петр Феодосьевич дошел до Берлина, был ранен в руку. Ранение оказалось не тяжелым, в госпиталь не положили, но перевязки надо было делать регулярно. Таких вот, «легких», раненых собирали со всей округи и возили на грузовике в госпиталь, который располагался в 33-х км от места, где базировался полк.

После победы война для Петр Феодосьевича не закончилась. Говорит, что их, молодых, но опытных солдат, бравых парней, просто так никто не отпускал. Надо было служить до особого приказа.

В 45-м Петр Кравцов попал в Вену, затем, через полгода, фронтовиков перебросили под Берлин, в автополк. Здесь Петр Феодосьевич научился водить машину и несколько лет возил и грузы, и людей.

Демобилизовался только в 1950-м и сразу же поехал к родным на Урал. Мать (отца к тому времени уже не было в живых) настаивала, чтобы сын остался на Украине, зацепился там, а потом выписал бы к себе родственников. Но Петр решил, что жить будет в Челябинской области. Через пару дней, нагостившись в родительском доме (он по-прежнему был в Ямках), приехал в Еманжелинск, где на шахтах трудились две старшие сестры. Устроился электриком на участок высоковольтных сетей в Борисовке. Получил койку в общежитии, под которое был отведен один из частных домов. Женился, родились две дочери. А в 1957 году Петр Феодосьевич сам построил дом (лес, вспоминает, выписывал, как и многие тогда, через свое предприятие). Почти 15 лет работал в Борисовке, потом перешел на 19-ю шахту проходчиком, затем трудился на «Батуринской», а в 1976 году, в 50 лет, вышел на пенсию. Полгода, говорит, посидел дома, а потом… снова пошел на «Батуринскую» – шофером на грузовик и работал там почти двадцать лет.

Супруга Петра Феодосьевича умерла пять лет назад, он живет один – дочери разъехались (одна в Магнитогорске, другая в Башкирии), обе на пенсии, но регулярно навещают отца.

Лариса БЕРЕЖНОВА

Фото автора