А с чего все началось? От бабушки Феодосии, которая передала Анне особый дар – уже в 10 лет Анна знала многие травы, рецепты. Бабушка жила в оренбургской глубинке и занималась народной медициной. Но продолжать Анне учиться этому в советские времена было негде, да и не пристало секретарю комсомольской организации владеть нетрадиционной медициной.
Повзрослев, Анна мечтала стать метеорологом. Очень выпускнице школы № 9 нравились облака. Но все же пришлось спуститься с небес на землю и получить реальное образование – Анна поступила в «молочное» училище в Бугульме Оренбургской области, затем в механико-технологический техникум в Екатеринбурге.
- Освоив неплохую профессию технолога, лет в 25 я случайно нашла в газете объявление, что в школу парапсихологии в Московскую академию развития человека (филиал находится в Оренбурге) набираются желающие, - рассказывает Анна Платоновна. - Что интересно: при этом сдавался экзамен. Это было первое мое серьезное обучение нетрадиционной медицине. Впервые там узнала, что такое цигун и работа со своими возможностями. Все это нетрадиционное заинтересовало, так как у меня лекарственная аллергия. И сейчас я убеждена, что вылечиться можно самому - физическими упражнениями.
У Каштановой была возможность (и не одна!) уехать в Москву – учиться далее и работать, но она отказывалась в пользу семьи. Однако старалась постоянно профессионально расти: разрабатывала методики, читала лекции в интеллектуальных клубах по всей области. Интересовались этим педагоги, ученые, врачи. А заработанные деньги Анна Платоновна отправляла на счет детей-инвалидов, за что один из международных фондов помощи детям-инвалидам наградил ее медалью «За гуманизм и сотрудничество».
Когда встал вопрос, где получить подобное государственное образование, то Анна Платоновна остановила свой выбор на новом тогда еще факультете адаптивной физической культуры УралГУФКа. Она и сейчас в «Факеле» развивает адаптивное направление для детей-инвалидов.
В своей работе Анна Платоновна активно, но дозированно использует знания по нетрадиционной медицине. Еще педагог владеет иглотерпией, системой су джок, массажем, остеопатией. На поднятие иммунных свойств детского организма направлены многие упражнения цигун.
- На занятиях помимо фитбол- и других тренажеров мы используем танцетерапию, которая хорошо «убирает» мышечные зажимы, – делится секретами Анна Платоновна. - Прекрасный оздоровительный эффект дает методика, основным компонентом которой является представление себя в виде животного или птицы. Детям это хорошо удается.
Для мониторинга развития творческих способностей воспитанников на каждом занятии ведется видеосъемка и тестирование. Помимо практических занятий обязательна и теория, поэтому педагог беседует со своими учениками о здоровом образе жизни и, например, о фитнесе. Кроме того, Анна Платоновна проводит большую работу над психоэмоциональным состоянием детей: учит детей снимать стресс перед контрольными или экзаменами.
Сейчас педагогу интересна новая наука - акмиология (космическая психология). По формулам, которые она кропотливо выводит, высчитывает определенный код, то есть основное направление, в котором воспитанник может себя наиболее реализовать. Это помогает, считает педагог, раскрыть талант в ребенке. Тем более, через эти формулы обратить внимание родителей на определенные заболевания и подсказать, что делать, чтобы их дети не болели. Для этого разрабатывается комплекс упражнений,например, чтобы не было плоскостопия, искривления позвоночника. Ведь в «Факеле» занимаются дети с четырех до шестнадцати лет, и некоторые – по направлению врачей.
Этим летом А.П. Каштанова работала в загородном лагере и так заинтересовала оздоровительной гимнастикой подростков, что те с тетрадками приходили на каждое занятие и записывали ее рекомендации. Тинейджеров особо интересовали комплексы, с помощью которых можно накачать мышцы плечевого пояса, избавиться от лишнего веса и «построить» фигуру, «приобрести» правильную осанку.
Татьяна СОКОЛОВА
Весной 2011-го Анна Платоновна выступила на первой Всероссийской научно-практической конференции, которая прошла в УралГУФКе. Проблемы состояния здоровья спортсменов, разработки здоровьесберегающих технологий в профессиональном взрослом, в детско-юношеском, адаптивном спорте в России обсуждали ученые и преподаватели из Челябинска, Екатеринбурга, Омска, Ханты-Мансийска, Стерлитамака и других городов России. Многие владеют смехотерапией, мануальной терапией, спортивной медициной, ушу, цигун… В ходе секционных заседаний конференции педагог дополнительного образования центра «Факел» А.П. Каштанова поделилась опытом работы, практикой внедрения инновационных технологий в педагогический процесс и была награждена дипломом за лучший доклад. Ее материал на тему «Эффективность гимнастики цигун в комплексной реабилитации детей 10-11 лет с хроническим бронхитом в стадии ремиссии» вошел в сборник научных трудов конференции.
Вузы постоянно приглашают Анну Платоновну Каштанову читать и слушать курсы лекций, проводить мастер-классы по гимнастике, обращаются к ней за разработками программ по оздоровлению. И все ее авторские методики одобрены и подписаны докторами медицинских наук области. 7 октября она планирует прослушать лекцию известного врача-реабилитолога Валентина Дикуля, которая состоится в медакадемии г. Челябинска.