•  
Городской информационно-справочный сайт Еманжелинска / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА САЙТОВ В ЕМАНЖЕЛИНСКЕ / Наш телефон 8-912-899-000-9

А песня помогала

E-mail Печать

Никогда не думала Нина Ивановна Огородникова, что проживет такую длинную жизнь, слишком тяжелые испытания выпали на ее долю. Одна война чего стоит да 2,5 года каторжного труда в фашистской Германии. Казалось бы, за прошедшие годы детали, подробности тех лет должны были стереться из памяти, но они, видимо, врезались навсегда.

В 17 лет Нина осталась сиротой. Из родного села в Кировоградской области она уехала в Харьков, завербовавшись на кирпичный завод. Через полтора года – в марте 1941 года  – вышла замуж. Новобрачные вместе прожили после свадьбы только неделю, и муж отправился учиться в Сумы, приезжал оттуда раз в месяц. Семейная жизнь Нины закончилась 28 июня 1941 года, когда муж ушел на фронт. Больше она его не видела. Сама Нина отправилась было в эвакуацию с заводом, но их эшелон так дальше Чугуева и не ушел. Там всех сгрузили и, вооружив саперными лопатками, отправили рыть окопы и противотанковые рвы. Когда бессмысленность этой работы стала очевидной, расселили людей в соседней деревне по домам, где надо было ухаживать за ранеными бойцами. А потом пришли фашисты… Нине дважды удавалось избежать отправки в Германию. По уже оккупированной территории она добралась до станции, где жила сестра матери, но оттуда ее все-таки забрали и отправили в трудовой лагерь под Штудгартом. «Нас, 75 девчонок, поселили на пятом этаже здания текстильной фабрики, за колючей проволокой, всех в одно помещение. Никуда не выпускали. Когда работали (с пяти утра), рядом стояли немки, следили за нами. Две девушки пытались сбежать через окно: связали из полотенец, простыней веревки, но упали и разбились. У некоторых девушек случались припадки, их увозили », – рассказала Нина Ивановна. Кормили пленниц скудно, только чтобы не умирали, – в день 200 граммов хлеба, две кружки жидкого кофе, несколько картофелин и немного овощей. Освободили узниц американцы, а потом пришли советские войска…

Вернулась из неволи Нина все к той же тете, единственному родному человеку. А там разыскал ее знакомый по Германии и увез в Донбасс. Но когда у них родился сын, к гражданскому мужу приехали законные жена и ребенок. Идти с крошечным ребенком Нине оказалось некуда, и она попросила главврача оставить ее в больнице – жить и работать. Прошло немного времени – и к ней посватался живший неподалеку шахтер, но она отказала: все внимание и силы отдавала сыну. И Николай два года ждал, пока Нина ответит ему согласием. Об этом муже и сейчас моя собеседница рассказывает с теплотой и любовью – добрый, красивый, работящий. Вот только прожил недолго, погиб на шахте. Произошло это несчастье в Еманжелинске, куда семья с уже тремя сыновьями переехала в мае 1955-го года. Очень тяжело тогда пришлось вдове, но надо было поднимать мальчишек, и она работала, работала. Никакого образования Нина получить не успела – война помешала, так что трудилась всю жизнь прачкой:  в быткомбинате, в химчистке, в орсе (стирала на магазины). Ее такая работа устраивала: главное было выполнить заказ в срок, а когда это делала – утром ли, ночью, никого не интересовало. Нина Ивановна успевала сыновей в школу проводить-встретить, накормить. Учились мальчишки хорошо. Потом, правда, не все у них гладко сложилось.

Сейчас Нина Ивановна живет с младшим сыном, старших уже нет в живых. Схоронила она и четвертого мужа, с которым прожила 22 года. По дому хлопочет сама – варит, стирает, хотя зрение подводит. Мечтает поменять свой дом на благоустроенное жилье, чтобы можно было пожить в квартире со всеми удобствами, машину-автомат подключить… Настиралась за свой век – до 72 лет трудилась. А помогала песня – во время работы всегда потихоньку что-то напевала – и украинские песни, и русские.

Навещает – радует Нину Ивановну живущий в Челябинске единственный внук Андрей, двое правнуков. Они уже позвонили, предупредили, что завтра приедут поздравить бабушку с юбилеем – 90-летием.

Наталья РЯПОЛОВА