Пулеметчик, командир отделения с благодарностью вспоминает свой пулемет «Максим», который не раз спасал ему жизнь – осколки снарядов и пули попадали в щиток. О боевом пути братьев Фоминых «НЖ» рассказала в прошлогоднем праздничном выпуске. Сегодня рассказ о других фронтовиках.
***
Сержант Чувашев
Во время Великой Отечественной войны Михаил Леонтьевич Чувашев восстанавливал взорванные железнодорожные пути, мосты и туннели.
Михаил Леонтьевич был призван в армию в 1942 году. Шесть месяцев он обучался в школе сержантского состава в Тюмени, а после сержант-автоматчик сам занимался с новобранцами, учил их, как правильно обращаться с оружием - автоматом ППШ. В начале 1943 года М.Л. Чувашев был направлен в 109-й противотанковый полк, однако в пути заболел и попал в санчасть, а вскоре после выписки был зачислен в 131-й железнодорожный полк.
С этим полком сержант Чувашев где только не побывал: в Великих Луках, Джанкое, Чернигове, а также в Румынии... Михаил Леонтьевич восстанавливал железнодорожные пути, мосты и туннели, был электриком, взрывником, компрессорщиком, машинистом экскаватора. Чтобы справиться с поставленной задачей, красноармейцам нередко приходилось рисковать жизнью. Прибыв на новое место назначения, солдаты в первую очередь, как на фронте, рыли для себя окопы.
– В Крыму нас здорово бомбили немцы, – вспоминает ветеран,– люди гибли, если вовремя не успевали укрыться в окопах. – Много было диверсий. Помню, в Чернигове только мост через Десну восстановили, а к утру один большой, 158-метровый, пролет оказался опять поврежден – диверсанты его подожгли. На Украине нас сильно беспокоили бандеровцы, они опаснее немцев, поскольку им все места там были знакомые. Выберут хорошую позицию, установят пулемет и начинают по нам обстрел, приходилось вступать с ними в бой.
День Победы М.Л. Чувашев встретил в Карпатах. Но после войны он еще два года продолжал служить в железнодорожном строительном батальоне, участвовал в прокладке новых путей.
С 1959 года ветеран живет в Красногорском. До выхода на пенсию работал на разрезе № 7 машинистом экскаватора. О минувшей войне ему напоминают награды: орден Отечественной войны 2-й степени, юбилейные медали.
В прошлом году М.Л.Чувашеву исполнилось 87 лет, однако ветеран бодр и энергичен. Сам колет дрова для бани, вручную копает огород, занимается домашним хозяйством.
9 мая Михаил Леонтьевич Чувашев вместе с супругой Тамарой Гавриловной Мухаевой, труженицей тыла, как всегда, будут принимать поздравления от детей, внуков и правнуков с самым главным праздником – Днем Победы.
Надежда СЕДИНКИНА
Фото автора
***
Радистка Любаша
Любовь Петровна Важенина два года воевала на передовой.
Радистка отдельной батареи вместе с четырьмя такими же девчонками участвовала в прорыве блокадного кольца под Ленинградом. Они – радистки – были связующим звеном между линией фронта и штабом.
На войну Любаша попала зимой 43-го. Ей было девятнадцать, трудилась бухгалтером в колхозе (жили тогда в Курганской области)... Из их большой семьи Чесноковых воевал старший брат Валентин. Пропал без вести. А вскоре Любу вызвали в сельсовет.
- Комсомолка?
- Да.
- Вы призываетесь в армию.
На другой день Любаша получила повестку. Попала на Ленинградское направление. Сначала новобранцы прошли обучение – девушек учили на радисток. Любе эта военная профессия была понятна и интересна – еще в мирное время успела поработать в Шадринске на телеграфе. После учебы – на фронт. Как раз в это время была снята блокада Ленинграда.
Радистки со своей аппаратурой располагались почти на линии фронта, сразу за разведчиками и связистами. Люба была одним из звеньев цепочки: разведчики докладывали об обстановке связистам, те – Любаше, а она в свою очередь передавала информацию другим радистам, которые были у штаба. Знала все: где базировался враг, где прятал технику, насколько близко подошли немцы к тому или иному населенному пункту…
Отдельная дивизия мотострелкового полка продвигалась на запад. Освободили Новгород, Псков, Нарву… Бывало так, что по нескольку суток приходилось лежать в снегу не двигаясь. Выкапывали ямку, выстилали ветками – и не шевелились… Только радиоприемник попискивал. Иногда, говорит Любовь Петровна, забывали, что идет война, а иногда война резко заявляла о себе. И было страшно.
Однажды солдаты решили устроить полевую баню. Поставили палатку, туда – печку-буржуйку, натопили, воды наносили… Командир говорит: первыми моются мужчины. А через некоторое время, когда девушки-радистки пришли, на месте полевой бани – воронка. Бомба упала…
В 1945-м Любаша Чеснокова вернулась в Курганскую область, а в 59-м с мужем и детьми переехала в Еманжелинск – к сестре. Трудилась бухгалтером на швейной фабрике, затем работала учителем начальных классов в школах № 3 и 16. До последнего времени поддерживала связь с однополчанами. Многих сейчас уже нет в живых.
Лариса БЕРЕЖНОВА
Фото автора и из архива Л.П. Важениной
***
В стрелковых войсках
Шарифулла Рамазанов освобождал Белоруссию, Украину, дошел до Германии.
В составе танково-стрелковой бригады был на передовой и не раз оказывался под перекрестным огнем. На войну Шарифуллу призвали в 43-м – ему только-только исполнилось семнадцать. Большая семья Рамазановых жила в селе Битулы, в Башкирии, старший, Шарифулла, уже работал трактористом.
Четыре месяца будущие воины провели в учебке, а после – на фронт. Сначала – второй Белорусский, затем первый Украинский. Служил Шарифулла в танковых войсках. Технику, говорит, берегли больше чем людей. Прежде чем вступали танки – шла пехота. И много солдат погибало при такой вот атаке. Приходилось и оборону держать, подолгу отстреливаясь, и в составе саперной бригады расчищать заминированную дорогу для своей дивизии.
Однажды, вспоминает, в Белоруссии десять километров вчетвером пешком прошагали до железнодорожного моста. Этот стратегически важный для противника объект было приказано взорвать. Со взрывчаткой немного не рассчитали – мост взлетел и взрывникам досталось. Спасло то, что река, над которой мост проходил, пересохла, и все четверо отделались легкой контузией.
За два года Шарифулла Рамазанов прошел пол-Европы. Победу встретил в Германии в 100 км от Берлина.
После войны вернулся в Башкирию, потом перебрались с женой в Казахстан, а в 84-м – в Еманжелинск. Многое, говорит Шарифулла Рамазанович, забывается, а вот войну помнит всегда. И друзей.
Лариса БЕРЕЖНОВА
Фото из архива Ш. Рамазанова
Интересно, что в военной биографии Шарифуллы Рамазанова часто встречалось число 17. В 17 лет ушел на фронт, воевал в 17-й танковой бригаде 17-го гвардейского полка.