Елена Васильевна Бондаренко, заместитель директора по воспитательной работе школы № 16, ставшая «бронзовым» призером.
Один в поле не воин
Участие в любом конкурсе – это и большая ответственность, и титанический труд, и огромная нервная нагрузка. Поэтому сначала Елена Васильевна на предложение ведущего специалиста управления образования Н.М. Кощеевой включиться в «соревнование воспитателей» ответила отказом, тем более что ни у кого в районе состязательного опыта в этой области не было. Но Наталия Михайловна нашла аргументы, убедила попробовать свои силы. Сначала – в заочном этапе. Для этого нужно было обобщить свой опыт в конкурсной работе. Труд получился довольно весомым, со множеством приложений. Прилагался к нему и видеоролик, рассказывающий об участнице. Готовить все это Елене Васильевне помогали коллеги – учителя 16-й Оксана Викторовна Зазуляк, которая руководит медиацентром школы, Светлана Петровна Владимирова, преподающая русский язык и литературу. Отправили материалы, стали ждать результата. В мае должен был состояться финал. Поскольку приглашения на него не пришло, решили, что во второй тур Е.В. Бондаренко не прошла. Однако в июне раздался звонок из ЧИППКРО (Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования): «Через неделю очный тур, готовьтесь!»
В такие сжатые сроки надо было подготовить три задания. Во-первых, пятиминутную самопрезентацию: рассказать о себе как личности, раскрыть свои взгляды на воспитание, на профессию учителя. Здесь можно было широко использовать творческий потенциал (а он у Елены есть, и немалый!) – и петь, и танцевать. Во-вторых, предстояло представить свой опыт работы, на что отводилось 10 минут. И тут никаких шуточек – научным языком, с фотографиями, презентациями, все очень серьезно. Третьим заданием был мастер-класс.
И тогда подключились все
– У меня была очень сильная поддержка, – рассказала Елена Васильевна Бондаренко. – И во время подготовки к конкурсу, и на самом конкурсе мне помогали коллеги. Очень ценные советы давала Светлана Петровна Владимирова, творческие подсказки – Ольга Александровна Тыркало и Оксана Викторовна Зазуляк. Психологическую поддержку оказывала Ольга Михайловна Дьякова, а техническую помощь – Сергей Анатольевич Кощеев и Надежда Валерьевна Щербахо. И, конечно, постоянно подбадривала директор Наталья Юрьевна Шенкнехт.
С такой командой наша конкурсантка успешно справилась со всеми заданиями. Они были тщательно подготовлены и отрепетированы. Выполняя последнее, Елена Васильевна предложила всем присутствующим стать классными руководителями и провела для них совещание по общешкольным воспитательным мероприятиям.
Всего в номинации «Заместитель директора по воспитательной работе» (как и в остальных трех) соревновались пять финалистов. Конкуренцию Е.В. Бондаренко составляли коллеги из Челябинска, Копейска, Златоуста и Карталов. Все они, как объяснили члены жюри, перед очным туром прошли жесткий отбор. В результате очных «боев» первое место заняла челябинка, второе – копейчанка. Елена Бондаренко «завоевала бронзу».
– Эта победа – не моя, она наша! Тут команда работала, – объяснила Елена Васильевна. – В самопрезентации у меня была такая строчка: «Я – капитан отличной команды». Так оно и есть на самом деле, у нас замечательные педагоги, отличные коллеги, помощники во всем. В 16-й вообще очень хороший коллектив. Очень! До того все любят помогать. Я все время поражаюсь. Стоит только сказать, что нужна помощь, тут же народ сбегается – каждый делает то, что может. Вот такие мы дружные. А один в поле не воин.
Со своими соперницами заместитель директора 16-й подружилась, обменялась адресами. Оказалось, конкурс – это не только испытание, но и возможность узнать много нового. А еще – увидеть себя со стороны, на фоне других. И это бывает очень полезно! Еманжелинцы вернулись с финала не только с наградами, но и с уверенностью в собственных силах, а еще с новыми идеями и огромным желанием их воплотить в жизнь.
Только в учителя!
Успех Елены Васильевны – вполне заслуженный итог ее работы, которую очень любит. Она никогда не мечтала быть ни балериной, ни артисткой – только учителем. Поэтому всегда знала, куда пойдет учиться, – в педагогический! Особую роль в этом сыграла первая учительница, педагог школы № 2 Тамара Павловна Чупина, которую маленькая Лена просто боготворила. И это чувство не прошло со временем. После школы она поступила в пединститут и, окончив его, стала учителем начальных классов и музыки. Четыре года Елена Васильевна проработала в школе по специальности (было это в Крыму, куда уехала с родителями), а потом она вернулась в Еманжелинск – уже с мужем и сынишкой.
Шел 1995 год – не самый лучший для поиска работы. В 16-й предложили по нескольку часов природоведения, ОБЖ и музыки. Она согласилась – лишь бы «зацепиться» в школе. А потом случился спад рождаемости, первых классов или не было, или набиралось мало … Словом, вернуться в начальные классы так и не удалось – преподавала музыку и ИЗО, а 9 лет назад ей предложили стать заместителем директора школы по воспитательной работе. Елена Васильевна согласилась. Не для того, чтобы продвинуться по карьерной лестнице, а чтобы остаться в профессии (такая в тот момент сложилась ситуация).
Изнутри, при ближайшем рассмотрении, новая работа оказалась совсем не такой, какой виделась со стороны. Конечно, она знала, чем занимается заместитель директора по воспитательной работе, но когда погрузилась в эту «кухню», далеко не все, признается, сразу понимала. На то, чтобы разобраться во всех тонкостях, ушло несколько лет. И, конечно, это был коллективный труд.
– У нас в школе, – рассказала Елена Васильевна, – системообразующая деятельность – клубная. Педагоги – люди увлеченные, возле них всегда есть увлеченные дети. Конечно, ведется и постоянная работа, но если надо что-то этакое сделать – тут подключаются все: и учителя, и ученики, и родители.
Елена и сама человек увлекающийся, творческий (она и с мужем познакомилась в вокально-инструментальном ансамбле: играла на клавишных, а он – на бас-гитаре). О школьных проектах рассказывает с горящими глазами:
– Несколько лет назад мы ставили музыкальный спектакль «Али-баба и 40 разбойников». Репетировали допоздна, дети не отпускали меня домой! Как-то отключили свет, они достали свечи, мы их зажгли и продолжили. Это было так интересно! Я своих детей просто не узнавала. Столько от них почерпнула, столькому научилась! Сейчас дети стали такими интересными, они отличаются от нас. У них огромный творческий заряд, они такие умные, сообразительные – во всех областях, бойкие, раскрепощенные. Смотришь на них – поражаешься, а перенять что-то не всегда получается. А жаль! Иногда этого так не хватает.
Воспитательная работа – это работа без четкого графика и выходных, она затягивает. Репетиции при свечах – это, конечно, интересно, романтично, но у заместителя директора есть и семья, как она относится к подобным ночным бдениям и частым отлучкам из дома?
– У меня семья тоже творческая – и муж, и сыновья, – улыбается Елена Васильевна. – Они, конечно, иногда страдают, но поддерживают меня, за что им большое спасибо. Но, наверное, в любой профессии так: если не отдаешь себя полностью, то ничего не получится. А дети – это такой народ, они все понимают и чувствуют любую фальшь.
В минувшем учебном году коллектив школы № 16 стал призером еще одного областного конкурса – воспитательных систем. Описать ее надо было всего лишь на 15 страницах, причем не наукообразным языком. Участникам предложили: напишите так, чтобы нам захотелось заглянуть в приложение (где подробности и методики). Чтобы изложить материал коротко, точно и выразительно, дополнить его необходимой информацией, работал целый коллектив. Наградой стал диплом за третье место.
Под руководством Е.В. Бондаренко в школе № 16 функционируют социально-психологическая служба, орган ученического самоуправления «Школьная республика», школьное методическое объединение классных руководителей. Елена Васильевна – куратор 22 школьных объединений дополнительного образования и клубов по интересам.
Наталья РЯПОЛОВА