•  
Городской информационно-справочный сайт Еманжелинска / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА САЙТОВ В ЕМАНЖЕЛИНСКЕ / Наш телефон 8-912-899-000-9

При полном параде

E-mail Печать

Еманжелинец Константин Честнов служил в Президентском полку. Кремлевские войска – часто так неофициально называют Президентский полк комендатуры московского Кремля главного управления охраны Российской Федерации. Попасть туда великая честь и большая удача. Наш земляк Константин Честнов служил именно там, в первой роте специального караула. Две недели назад Константин вернулся домой. При полном параде!

Почти как в космонавты

Константин учился во 2-й школе, с красным дипломом окончил Южно-Уральский государственный технический колледж в Челябинске. Когда пришла пора идти в армию, Костя уже знал, что есть шанс попасть в самые элитные войска страны – Кремлевские. В военкомате об этом объявили заранее, года за два. Отбор был сумасшедший: нужно было пройти десятки медкомиссий в разных больницах. А еще – анкетирования, характеристики (данные проверяли в ФСБ) представлялись не только на самого призывника, но и на его родню.

Отбор был как в космонавты: стопроцентно отличное здоровье, идеальные физическое сложение и спортивная подготовка, приятная славянская внешность, высокий рост, полная семья, отсутствие судимостей у родных и т. д. и т. п.

Еманжелинец Честнов подошел идеально: высокий (189 сантиметров – в дедушку!), красивый, спортивный (со школы увлекался плаванием, лыжами, мимо турника спокойно пройти не мог – обязательно подтянется), отличник учебы. И семья хорошая, дружная. Папа Анатолий Семенович армейскую службу проходил под Москвой, в Подольске, в войсках связи, потом два года служил по контракту в Афганистане, долго работал водителем машины пожарной части. Мама Галина Александровна – оператор газовой котельной, доброжелательный и общительный человек.

Все комиссии были пройдены, но, как оказалось, даже это еще не окончательное решение. Кое-кого из ребят «забраковали» на распределительном пункте, кое-кого – уже после курса молодого бойца. Из Челябинской области в военный лагерь в Новую Купавну, где проходили КМБ будущие «кремлевцы», набрали 25 человек, из них прошли отбор только 20. Один паренек по глупости не прошел. Однажды по команде «Кругом!» повернулся налево… Даже разбираться не стали, почему – в престижный полк не взяли.

Когда приехали в Президентский полк, только четырех человек из этого состава взяли в первую роту специального караула – настоящую армейскую элиту. Еманжелинца распределили в первый взвод под номером «3».

И начались ежедневные многочасовые тренировки. По шесть часов только строевой подготовки. Президентский полк – не боевая, а строевая часть. Но легкой эту службу не назовешь, изматывались новобранцы порядком. Идеальная осанка, образцовая выправка, движения доведенные до автоматизма, особый «кремлевский» строевой шаг, где видна ошибка даже в несколько миллиметров, развороты, растяжка – учили садиться на шпагат… Физически было очень тяжело. Потом начались репетиции. Мини-квадрат (12 человек), большой квадрат (36 человек), церемонии пеших и конных караулов… А еще и наряды каждый день.

В почетном карауле

Полгода новобранцы учились. С апреля начали участвовать во всевозможных мероприятиях. Одно из них – еженедельная церемония развода конных и пеших караулов Президентского полка на Соборной площади Московского Кремля. Впервые эта красивая церемония состоялась в сентябре 2004 года, с того времени она проводится регулярно по субботам с апреля по октябрь. Эта церемония неизменно собирает толпу – по 500-600 человек – зрителей, в основном приезжих, в том числе иностранцев.

Лошади конного эскорта очень породистые, рассказал Константин, дорогие, привезенные из-за границы. Садятся на них только офицеры. Репетировали с лошадьми, чтобы они не боялись людей, выстрелов. И солдаты красавцы. Одеты в гусарскую форму образца 1812 года, так называемую «гусарку». В руках – карабины. Кстати, у «кремлевцев» всегда карабины вместо автоматов. Косте достался карабин заслуженный, 1948 года выпуска. Только деревянное ложе меняли, а все «железо» – с более чем 60-летней историей.

Но самое волнительное задание – пост у Могилы Неизвестного Солдата. Когда в первый раз заступал на этот пост, аж сердце забилось, признался Константин: все знаешь – а все равно страшно. Смирно, не шевелясь и, как кажется, не дыша, стоишь час. Чтобы ни случилось – терпишь. На случай непредвиденных обстоятельств в стеклянной будке есть резерв. Стало плохо (порой в жару некоторые солдаты зеленые становятся в буквальном смысле слова), чувствуешь, что не выдержишь – пальцем по шомполу стукнешь незаметно. В будке стоит микрофон, каждый звук слышно. Строевым шагом резервный подходит, спрашивает, в чем дело, помогает или сменяет. В общем есть свои секреты. Но это – очень редкие случаи.

А однажды была вообще форс-мажорная ситуация: какой-то пьяный решил от Вечного огня… прикурить. Резервный этого не увидел. Тогда постовой вырубил наглеца прикладом. Еще потом и благодарность за это получил!

К слову, этот церемониал выучила вся семья Честновых: 108 шагов от Смоленска – первой тумбы городов-героев – до Вечного огня. Асфальтовая дорожка подогревается, чтобы сапоги не скользили. Дышать только носом. И шаг летом выше, чем зимой: не мешает шинель. Когда они приезжали к сыну на День открытых дверей, Костя им устроил замечательную экскурсию: все показал, рассказал, объяснил. Мама стала считать шаги – точно 108. Кстати, на этот пост мальчишек подбирали таким образом, что они стояли как братья-близнецы – до того похожи. А еще солдат этого поста можно отличить по загару: загорает всегда половина лица, половина шеи и одна рука. И по очень серьезному выражению лица. Отец, когда гостили у сына, попросил его попозировать в форме, отдать честь – для снимка. У Кости моментально изменилось лицо, стало непривычно серьезным, ни тени улыбки.

На мой вопрос, что в армии было самое тяжелое, Константин ответил, что привыкнуть можно ко всему. «Тяжело в учении,  – улыбнулся он. – А когда все отработано в изматывающих репетициях, каждый шаг – уже проще». Мама же Кости призналась, что ни разу за год службы – а созванивались они каждый день, хотя бы 2–3 минуты, – но общались – сын не пожаловался. Однажды только, перед самым Новым годом, ей показалось, что голос у Кости какой-то грустный. «Что случилось?» – спрашивает. Оказалось, скучает по родным, по друзьям – хочет праздник отметить вместе.

– Да ты что! Каждый мечтает хоть раз встретить Новый год в центре Москвы, на Красной площади, под бой главных курантов страны! А ты живешь в Кремле, салют увидишь прямо из окна. Да такой возможности, скорее всего, больше не представится. Радуйся! – подбодрила солдата мама.

Фотографии – по всему миру

Живут солдаты Президентского полка действительно прямо в Кремле, в Арсенале. Условия проживания идеальные, рассказал Костя. Жили в кубриках по 25 человек. Как и у других солдат, бывали увольнительные. Причем если летом свободного времени не было вообще, то ближе к осени стали чаще отпускать в город. Если в других частях увольнительные – это в лучшем случае кино, мороженое, то у рядовых Президентского полка – вся Москва. До армии Костя и в метро-то ни разу не был, а за год службы стал с Москвой «на ты». Парки, театры, выставки… Самому Косте больше всего запомнилась выставка «Париж – Даккар», которая как раз проходила в столице.

Благодаря службе и, в частности, различным протокольным мероприятиям, Костя видел вблизи первых лиц нашего государства, других держав, звезд, в том числе мирового уровня. Из наиболее известных – Путин, само собой – с ним Костя даже здоровался, – Медведев, Шойгу, Филипп Киркоров, Иван Охлобыстин, Стивен Сигал, лучшие музыкальные группы. Гулять по Москве помогала военная форма: полицейские везде пропускали, не спрашивая документов. Правда, вести себя обязан достойно: даже на скамейку присесть, чтобы попить или перекусить, в форме было нельзя.

Кстати, идеально сидящая форма в идеальном же состоянии – тоже очень важная часть службы в кремлевском полку. Солдат постоянно на виду, все его фотографируют – неряшливость абсолютно недопустима. За формой ребята следили сами – стирали, гладили, пришивали, чистили до зеркального блеска сапоги. К такой работе Косте было не привыкать – все же три года жил в общежитии, – но в армии свои нюансы по подготовке внешнего вида.

Еще одна любопытная деталь: были посты, где разговаривать с публикой запрещено – у той же Могилы Неизвестного Солдата, например, но были и такие, где общаться можно было вполне «легально». Это, например, церемониальный пост на Троицком мосту. Общаться приходилось и с японцами, и с немцами, и с американцами. Но, пожалуй, чаще всего – с китайцами. Их было всегда много, они очень активные, постоянно все фотографируют. Так что фотографии Кости в военной форме разъехались не только по всей стране, но и по всему миру, а в Китае ее кое-кто даже ставил на аватарки.

Иностранные языки солдатам преподавали специально – были курсы, выдавали диски. Всего преподавали более 25 языков. Костя учил английский, немецкий и китайский.

С апреля начались и командировки в другие города – Саратов, Ярославль. Солдаты первой роты Президентского полка выступали там на ответственных мероприятиях. А когда в Москву этой осенью привезли Олимпийский огонь, «кремлевцы» тоже участвовали в мероприятиях эстафеты огня Сочи-2014. Косте на память подарили олимпийскую форму, кроссовки и перчатки с разноцветными пальцами.

…Дома Костю после года службы встретили родители, старшая сестра Марина и любимая девушка Ирина (с золотой медалью окончила школу № 16, сейчас учится сразу на двух факультетах в вузе), с которой Костя встречается уже шестой год. Константин уже устроился на работу в Челябинске, жить, скорее всего, тоже будет там.

Наталия БАЛАБАНОВА

Фото автора

Во время службы Константин Честнов зарекомендовал себя отличным бойцом. Он поощрялся благодарственными письмами за безупречную службу, в том числе – на посту у Вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата, его имя значилось на Доске почета. Кроме знака отличия Президентского полка, который является символом и отличительной особенностью формы этих элитных войск, Костя награжден еще и высшей наградой, которая дается военнослужащему Президентского полка – знаком «Отличный солдат».