- Сто лет – длинная жизнь, - говорит Антонина Ивановна, которая никогда не думала, что перешагнет вековой рубеж. Жила как все: работала, растила детей – дочку и сына, потом помогала поднимать внуков.
В молодости она сильно болела: заготавливала поздней осенью в болоте камыш для скотины и простудилась да надорвалась. Долго не могла подняться, лежала сначала в больнице, потом дома на печи. Все думали: не выкарабкаться Тоне, останутся дети сиротами. Но жажда жизни оказалась сильнее недуга. А когда дела пошли на поправку, Антонина Ивановна освоила трактор и всю войну работала механизатором в одном из хозяйств Увельского района. От зари до зари пахала, сеяла, боронила. Имеет звание труженика тыла.
Лиха в своей жизни ей пришлось хлебнуть сполна. Она родилась после того, как в 14-м году отца, Ивана Ивановича Семикашева, забрали из села Николаевка (так до революции называлось село Красносельское Увельского района, малая родина Антонины Ивановны) на службу. Вернулся он не скоро – участвовал в войне с Германией. Антонина Ивановна помнит, как ей, ребенку, во время Гражданской войны приходилось прятаться от вооруженных людей в темном погребе и там на соломе ночевать. А потом начались неурожайные, голодные годы. И десятилетняя Тоня со старшим братом Петром подалась на стройку, чтобы заработать денег на хлеб. Родители им дали домашнюю лошадь – со своим гужевым транспортом проще было трудоустроиться. Петр был землекопом, а Тоня доставляла на повозке грузы. В Челябинске они строили больницу и тракторной завод, потом станции Кулляр и Формачево. Сестра и брат долго были неразлучны, но Петр ушел на фронт и в 1942-м погиб.
А.И. Говорова всегда отличалась веселым нравом. И плясунья, и певунья. Заводила и душа компании. Всех утешит и развеселит. Люди тянулись к ней.
Счастье не обошло ее стороной. Она встретила в своей жизни хорошего человека – В.И. Говорова, он стал ее вторым мужем и помог вырастить детей. В начале 1950-х они приехали в Красногорский. Василий Иванович работал на железной дороге, а Антонина Ивановна была домохозяйкой. Ухаживала за скотиной, огородом. А еще пряла, ткала, шила. Ни минуты без дела не сидела.
Ее дочь, ветеран педагогического труда М.В. Бондарь, удивляется тому, насколько выносливы люди старой закалки. Еще недавно, в 95 лет, Антонина Ивановна сама взяла и выбелила кухню.
Пять лет назад она перебралась из частного дома в благоустроенное жилье, получив квартиру как вдова фронтовика. Без посторонней помощи уже не ходит по квартире, но сохранила память и позитивный настрой. До сих пор общительна. Вспомнит какую-нибудь прибаутку или частушку и всех рассмешит. А то возьмет и запоет «По диким степям Забайкалья» или «Когда б имел златые горы»… Голос у нее по-прежнему звонкий.
Надежда СЕДИНКИНА