Григорий Михайлович Ефимов ушел на фронт с Еманжелинских копей в январе 1943 года в возрасте 17 с половиной лет. Мой отец воевал в разведбате, дважды был ранен. Окончил войну в Германии, но потом служил еще до 1949 года. Награжден орденами Славы и Отечественной войны.
О войне он рассказывать не любил. Говорил, что ничего хорошего в ней нет. Когда немцы идут в атаку, ты стреляешь, но не видишь, попал или нет. А вот когда сам идешь в атаку и доходит до рукопашной, то видишь глаза противника и понимаешь, что надо его убить, а это очень страшно - убивать человека, хоть он и немец, враг. Но убивать приходится, иначе он убьет тебя.
Уже в конце войны, в Германии, рассказывал отец, заскочил он с товарищами в окоп противника, а там оказались подростки лет по 14 из команды "гитлерюгенд". У наших солдат не поднялась рука стрелять в мальчишек, а один из них поднял автомат и срезал наших очередью. Так отец оказался в конце войны в госпитале. А еще одно ранение он получил в 48-м году в боях с бандеровцами.
После войны отец вернулся домой в Еманжелинск. Поработал лет пять в горбольнице электриком, а потом ушел в комбинат бытового обслуживания электриком и наладчиком оборудования. Трудился не только до пенсии, но и еще много лет после выхода на заслуженный отдых. Меня всегда приучал работать. А еще мы с ним часто ходили в лес за грибами и ягодами. Умер отец в 92-м году.
В. ЕФИМОВ, водитель БелАЗа