•  
Городской информационно-справочный сайт Еманжелинска / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА САЙТОВ В ЕМАНЖЕЛИНСКЕ / Наш телефон 8-912-899-000-9

Адрес… не дом и не улица

E-mail Печать

Может показаться странным, но люди со свалки говорят, что им нравится их жизнь. Места здесь живописные. Бывший карьер заполнился водой, а на его борту (теперь уже можно говорить – на берегу) выросли березки. Похоже на горное озеро . Не зря приезжие выбрали это место для проживания. И соседство городской свалки их не смущает, а даже радует – работа рядом. Живут здесь нелегально около двадцати человек. Они из Таджикистана, в народе их называют таджикские цыгане. Они не мешают коренному населению. Одних они раздражают. А кто-то, сердобольный, подкармливает их, готов поделиться одеждой.

Несколько лет назад на городской свалке появилась хижина с табличкой улица имени Патриса Лумумбы. Прибивший ее человек был не без чувства юмора. Теперь в том районе вырос целый квартал – мигранты из Таджикистана возвели здесь свои дома-лачуги. Они не нарушают покой граждан. Беспокоит то, что на берегу карьера, в бараках, построенных из того, что можно найти на свалке, живут малолетние дети. Здесь нет ни электричества, ни водопровода. Ужас наводит невыносимый запах. Фотографируя с вершины отвалов, на фоне груды мусора я с трудом разглядела девочку лет четырех, гулявшую с воздушным зеленым шариком... Детство на свалке – это страшно. Такие маленькие, видимо, не сортируют бытовые отходы. Зато дети постарше и взрослые встречают очередную машину с мусором уже с мешками наготове.

На свалке и в ее окрестностях регулярно проводят рейды правоохранительные органы.  Все оперативные службы высказали свою озабоченность по поводу того, что в антисанитарных условиях живут дети.

– Самое главное и, наверное, самое ужасное – мигрантов все устраивает, – рассказывает главный специалист отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации района С.Ф. Грицек. – Они нищенствуют, но говорят, что не нуждаются в помощи, им комфортно. Мужчины, их двое, отцы детей, официально зарегистрированы в поселке Батуринском, они же официально работают на свалке. А их жены с детьми – нелегальные мигранты - помогают им сортировать мусор. Как и где они зимуют – непонятно. Может быть, в Челябинске… На прошедшем 29 октября заседании КДН были рассмотрены административные протоколы в отношении отцов, но на заседание они не явились. Решение – административный штраф - направлено по месту регистрации.

Нелегалы целыми днями на свалке, в лачугах, и лишь изредка появляются в городе, чтобы закупить продукты. Это мирный народ. Тревожные сигналы поступают оттуда лишь следующего характера: самостоятельные роды, ребенок с термическим ожогом...

16 октября в результате очередного рейда инспекторы по делам несовершеннолетних вывезли из хижин, что на берегу карьера, пятерых детей в возрасте от пяти месяцев до двух лет вместе с мамочками (женщинам от 35 до 40 лет), остальные дети скрылись в отвалах.

– Взрослых привлекли к административной ответственности за незаконное проживание и арестовали на сутки, а детей поместили в инфекционное отделение, – рассказывает инспектор по делам несовершеннолетних И. Прокопьева. – Дети здоровые, но неухоженные, неопрятные, например, ботиночки надеты на босые ноги, курточки на три размера больше. В больнице их накормили, привели в порядок. Кроме этих малышей, на свалке остались еще дети – подростки. В больнице ребятишки пробыли с 17 по 23 октября. Мало кто из них разговаривает по-русски, но те, кто хоть немного знает наш язык, рассказали, что все они из Таджикистана, там нет работы, нет еды, а здесь им хорошо, им нравится их жизнь... Но дети не могут расти на помойке, спать на земле, есть то, что пищей не назовешь.

Депортацию за свой счет нелегалам не осилить. Наступает зима, а для южных народов уральские морозы – это настоящее испытание. Нелегальные мигранты в районе городской свалки, скорее всего, исчезнут. Куда? Неизвестно. А весной они, как грачи, вновь поселятся в своих «гнездышках». Что ждет их впереди? И есть ли у детей, воспитывающихся в таких семьях, будущее?

 

Комментарий специалиста

Наталья АЛФЕРОВА, начальник отделения УФМС России по Челябинской области в Еманжелинске:

- Мигрируют по свалкам, рискуют здоровьем, жизнью, зимуют в палатках, ставят для обогрева генераторы, обременены детьми – так можно охарактеризовать семьи, живущие на отвалах. Причем точное количество человек, находящихся там, отследить невозможно, так как большинство тщательно скрывается, кочует.

Если говорить вообще о мигрантах, то к нам в район чаще всего приезжают ради заработка. В результате последней – августовской -  операции «Нелегальный мигрант» были проверены 11 объектов, где могли использовать труд иностранных граждан. А это 1 промышленный объект и 1 – торговый, 2 – бытовых, 3 – транспортных, 4 – строительных – всего 139 работников, девять мест компактного проживания. Выявлено 8 нарушителей: 7 – по статье 18.8 ч. 1 КоАП РФ за нарушение миграционного законодательства и 1 – по ст.18.9 ч.3 за то, что допустили проживание иностранных граждан без постановки на учет. В числе наказанных жители Узбекистана (5) и Таджикистана (2). На нарушителей наложены штрафы: от 2 до 5 тысяч рублей – на иностранных граждан, от 2 до 4 тысяч рублей – на граждан России. В отношении таких нарушителей по закону предупреждения не выносятся, только штраф.

За неполный год в подразделении составлено 580 протоколов, в том числе и на россиян, которые нарушили миграционное законодательство, и на иностранцев, которые «гостили» без документов или утратили документы.

К уголовной ответственности привлечены двое иностранцев – житель Грузии за преступление наркотического характера, совершенное в феврале этого года, и житель  Киргизии – за угрозу убийством сожительнице.

На сегодняшний день в Еманжелинском районе порядка двух тысяч человек поставлены на миграционный учет. В базу с начала года занесено 2318 человек, из них снято с учета 1286 человек. Миграционно-географическая картина выглядит следующим образом: Узбекистан – 1208, Таджикистан – 376, Казахстан – 276, Киргизия – 200, Армения -  96, Германия – 56, Азербайджан – 38, Молдова – 10, Греция – 7, Туркмения, Румыния, Прибалтика – по 3, Израиль, Белоруссия – по 2, Венгрия, Грузия, Китай, Франция, Швеция – по 1.

 

История одного мигранта

Шариф представляет цивилизованную миграцию. Живет в России почти 20 лет и давно бы сошел за местного, однако выдает его чернявая внешность и акцент, который годы не в силах исправить. Слышать упреки в свой адрес, мол, «понаехали тут», приходится и сейчас. Но не отчаивается, а наоборот, полон оптимизма. Многие еманжелинцы зовут его на русский манер – Паша.

Узбек по национальности, он служил в одной из военных медсанчастей в Башкирии. А после, возвратившись в Узбекистан, мечтал уехать жить и работать в Россию. Тогда, лет 30 назад, существовал еще Советский Союз и такое желание считалось нормальным. Переехать в Россию ему удалось только в 1996 году. К тому времени он стал квалифицированным молодым специалистом – врачом-реаниматологом. Говорит, знакомые подсказали, что для него есть работа в Челябинской областной больнице. Но там не заладилось.

Чувствуя ответственность за семью, на родине (в Бухаре остались жена и двое детей), Шариф стал активно искать работу. Попробовал привозить из Узбекистана и тут продавать вещи – те, что из хлопка. Постепенно изучил рынок, покупательский спрос. Пришлось приспособиться к жизни, адаптироваться. Надо было выживать. Сначала торговал в Челябинске, начинал в металлической ракушке. А примерно 10 лет назад переехал в Еманжелинск на постоянное место жительства, тут и развернул свой маленький бизнес. Почему Еманжелинск? Выбор был случайный – город понравился: небольшой, уютный, красивый. Доступные цены, уважительное отношение к покупателю – это главные ценности для продавца из Узбекистана. Одно время его прессовал рэкет, усиленно проверяла милиция. Как-то ему удалось избежать конфликта с криминалом. А документы были в порядке – человек-то он грамотный.

В 2000 году Шариф купил в Еманжелинске небольшой домик. Здесь он создал семью, его вторая жена – и помощник, и единомышленник. Признался, что семь лет жил в гражданском браке, а на восьмой год зарегистрировал отношения. Дочке от второго брака пять лет. Периодически он до сих пор ездит на родину, помогает родственникам, детям. Не ограничился алиментами. Сам он рос без отца в многодетной семье и прекрасно понимает, насколько важна забота (глава семейства умер, когда ему, третьему ребенку в семье, исполнилось пять лет). А в прошлом году в гости в Еманжелинск приезжала его первая жена. Вот так все у него – открыто, без вранья.

Сейчас ему по хозяйству помогают младший брат и племянник, легально.

– Все зависит от конкретного человека, – говорит Шариф. – Я хочу спокойно жить, работать, детей воспитывать. Главное – уважать страну, в которой ты живешь, жить по закону, знать свои права, соблюдать обязанности. Когда меня обзывают, считаю, это от какой-то нелепой зависти, человеческой глупости. Бывает, люди возвращаются, просят прощения. Плохие люди встречаются в любой профессии и бывают любой национальности – кто-то ответственный, а кто-то ко всему относится спустя рукава, кто-то хочет понять суть, а кто-то поверхностный, кто-то добрый, а кто-то злой…

Подготовила Татьяна СОКОЛОВА

Фото автора