•  
Городской информационно-справочный сайт Еманжелинска / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА САЙТОВ В ЕМАНЖЕЛИНСКЕ / Наш телефон 8-912-899-000-9

Новые купола

E-mail Печать

В селе Красносельском второй год идет реставрация объекта культурного наследия – Свято-Вознесенского храма

Строили на века

История этого храма, возвышающегося на крутом берегу реки Увельки, уходит своими корнями в далекий 19-й век. В дореволюционной России в сельской местности преобладали деревянные сооружения, каменные храмы были большой редкостью. И в селе Николаевка (так называлась Красноселка до революции) сначала была сооружена деревянная церковь, однако в 1870 году по разрешению епархиального начальства на средства прихожан началось строительство каменного храма в честь Вознесения Господня. В ноябре 1886 года в селе был открыт самостоятельный приход, а 5 февраля 1887 года состоялось освящение нового храма, в 1888 году возвели колокольню. Строительству способствовал меценат некто Н.П. Лебедков, по заказу которого были отлиты и установлены на звоннице колокола из сплава меди и серебра. Самый большой колокол, изготовленный златоустовскими мастерами, весил 500 пудов, говорят, мощнее и звонче его в округе не было. Церковь была семиглавая, оштукатурена, рассчитана на 700 человек.

Первым настоятелем храма Вознесения Господня стал протоиерей В.П. Агров, под руководством которого и велось строительство. Выпускник Уфимского духовного училища, отец Викторин, отмеченный за заслуги орденом Святой Анны 3-й степени, более 20 лет был благочинным 16-го округа. Священник пользовался безграничным уважением селян и оставил о себе хорошую память. Он изыскал средства на постройку и содержание церковно-приходской школы, мужского училища, женской школы грамоты, возглавлял в селе общество трезвости, был попечителем народного продовольствия. В трудные неурожайные годы В.П. Агров выхлопотал у епархиального и губернского комитетов помощи голодающим на пропитание жителей Николаевки 150 пудов мяса, четыре вагона хлеба, при его содействии на добровольные пожертвования в селе была открыта столовая для бедных, для борьбы с тифом устроен приемный покой.

После революции 1917 года началось гонение на церковь. Храм в Красноселке тоже не избежал этой участи. В 1918 году самый большой из семи колоколов был расколот, второй раскололся в 1923 году, оставшиеся колокола сняли со звонницы в 1944-1945 годах, сообщается в исторической справке на объект культурного наследия «Церковь Вознесения Господня», выданной министерством культуры Челябинской области.

Церковь в Красноселке была закрыта в 30-е годы. Как свидетельствует народная молва, с помощью тракторов тогда хотели разрушить колокольню, но она оказалась прочной, не рухнула. Храм построен на века, не иначе. В строительный раствор для прочности наши предки добавляли яйца, их телегами возили на стройку.

Старейшая жительница поселка Красногорского Антонина Ивановна Говорова (в девичестве Семикашева), которой в марте исполнится сто лет, застала времена глумления над церковью. Она родилась в Красноселке в 1914 году, в местном храме венчались ее родители Иван и Анна, привезенные сюда детьми из Тамбовской губернии, здесь же младенцами крестили Тоню и ее старшего брата Петра, погибшего в 1942-м на фронте. Когда дети подросли, они ходили вместе с мамой на праздничные богослужения. Расписные стены и своды храма, золоченый трехъярусный иконостас и звон старинных колоколов долгожительница помнит до сих пор. Помнит и то, как плакали люди, когда закрывали храм. Антонина Ивановна рассказала, что в церкви захотели сделать клуб, но в разгар веселья стены и пол так закачались, что молодежь от испуга выбежала на улицу. После этого случая в храме уже никто не плясал.

По рассказам очевидцев, в советские годы храм использовали как зернохранилище, загон для лошадей, склад для запчастей, было время, там работала кинопередвижка. В начале 50-х внутри алтаря еще можно было увидеть на стене большую икону Божьей Матери, остальные народ растащил по домам, говорят, из образов, покрытых сусальным золотом, сколачивали столы и скамейки и даже делали крышки для погребов. Возле храма была надгробная плита, но она бесследно исчезла.

Второе рождение храма

В начале 90-х в России началось возрождение храмов. Весной 1992 года в Красноселке в ДК «Данко» прошло собрание, на котором верующие люди решили создать местную православную религиозную организацию – приход Свято-Вознесенского храма – и начать восстанавливать заброшенную церковь. Большой вклад в возрождение храма внесли красногорские предприятия-спонсоры: комбикормовый завод, свинокомплекс, ЛПУ «Уралтрансгаз», а также рядовые жители, которые по доброй воле бескорыстно помогали, как могли: штукатурили, белили, красили, сами сделали деревянный иконостас. А предприятия выделяли материалы, технику, направляли специалистов. Храм был в ужасном состоянии: голые обшарпанные стены, ни окон, ни дверей, ни пола, все завалено мусором, металлоломом, залито соляркой. Весной 1994 года, на Вербное воскресение, восстановленный храм Вознесения Господня был освящен приехавшим из Челябинска епископом Георгием, а до этого богослужения проводились в доме священника. В открывшийся храм верующие принесли свои иконы, а также собрали по селу часть уцелевших образов, которые украшали Вознесенскую церковь еще до ее закрытия. На звонницу было поднято девять новых колоколов.

Многие до сих пор считают чудом то, что храм удалось восстановить.

– Люди очень радовались, – вспоминает Е. А. Чернова, бывшая машинистка подъема шахты «Куллярская», которая вот уже 20 лет поет в церковном хоре и была звонарем. Елизавета Алексеевна одна из первых, кто в начале 90-х проникся идеей возрождения красносельского храма и стал энтузиастом благого начинания. К работам по восстановлению храма она, человек крепкой веры, привлекла многих земляков и супруга, ныне покойного Василия Тимофеевича. Он был столяром и занимался изготовлением иконостаса для храма. Елизавета Алексеевна рассказала, что в половодье, когда разливалась река, было очень сложно переправлять материалы с одного берега на другой, их перевозили на велосипеде по навесному мостику, который состоял из двух дощечек и сильно качался. Но люди готовы были к самопожертвованию ради веры, все делали от чистого сердца, не считаясь со временем и личными делами. Восемь лет хлопотливую должность старосты прихода Свято-Вознесенского храма старательно исполняла Клавдия Марковна Захаренко, бывший диспетчер гаража № 3.

В православной общине сложился определенный уклад жизни.

– Люди заботятся о церкви, относятся к ней с большой любовью, – говорит староста В.Н. Терехова, проработавшая 35 лет в системе дошкольного образования, из которых 30 лет была заведующей красногорским детсадом № 24. – Члены совета общины по очереди добровольно дежурят в храме, следят за порядком, наводят чистоту, организуют сбор пожертвований на нужды храма. Летом высаживают на улице цветы, за которыми ухаживают все желающие. По большим праздникам, когда уже тепло, после службы для прихожан проводится чаепитие под открытым небом, например, на Медовый Спас.

В течение 20 лет с удовольствием поют на клиросе 94-летняя М.С. Ворончихина, М.И. Елисеев, он же завхоз и звонарь, и его супруга Анна Федосеевна.

Довести до совершенства

Красносельский храм посещают не только местные жители и красногорцы. Частые гости – паломники из других областей. Посещение этого храма, памятника истории и культуры, входит в один из туристических маршрутов Челябинской области. Старинный храм притягивает тем, что здесь особая благодать. Здесь даже церковные песнопения звучат по-особому, мелодии словно спускаются с небес. На стенах много уникальных икон. В минувшем году в храм дважды привозили частицу мощей Николая Чудотворца. Люди идут сюда с покаянием, чтобы облегчить душевные страдания и обрести силы. Молодой прихожанин Евгений признался, что, посещая храм, он духовно окреп, господь оберегает его от гнусных поступков, совершая которые, он причинял страдания близким и сам переживал. Многие набирают воду из святого источника, который течет из-под храма и был открыт еще во время его строительства, почти полтора века назад. Он назван Крещенским.

Второй год идет реставрация Свято-Вознесенского храма. Старинный храм будет обновлен и доведен до совершенства. Здесь заново оштукатурят стены, поменяют полы, рамы. Иконописец из Сергиева Посада выполнит внутри роспись стен и иконостаса. Шатер тоже будет новым, а колокольня поднимется чуть выше. 20 декабря на храм установили с помощью крана новый центральный купол: зеркально-синий с золотистыми маковкой и крестом, редко где увидишь такое великолепие. Он весит более двух тонн, на 600 килограммов тяжелее прежнего, его каркас покрыт пластинами из особого сплава металлов, в нем отражается игра солнца и теней. Два других купола – над алтарем и колокольней – скоро тоже заменят, они размером поменьше и полностью золотистые. Во дворе построен церковно-причтовый дом – с трапезной и залом для крещения, где установлена большая купель. А возле храма вырос детский деревянный городок «Ноев ковчег», правда материалов на изгородь не хватило, но члены православной общины надеются, что найдутся добрые люди и окажут помощь.

Надежда СЕДИНКИНА

Фото автора

Работы по реставрации Свято-Вознесенского храма инвестирует депутат Госдумы О.А. Колесников, который когда-то в детстве бегал в этих краях босиком и теперь по собственной инициативе проявляет заботу о своей малой родине.

– Надо отдать должное этому человеку. Благодаря его трудам, его заботам наш храм преображается. Олег Алексеевич очень внимательно и серьезно ко всему относится, во все вкладывает душу, привлек к благому делу дизайнера, архитектора, подобрал генподрядчика. Община с благодарностью возносит о них теплые молитвы Богу, – поведал настоятель Свято-Вознесенского храма протоиерей Вячеслав Видинеев, который окончил Московскую духовную академию и уже 23 года служит в православных храмах, последние два года – в Свято-Вознесенском.