2 апреля 2014 года принят Федеральный закон № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». Указанный Федеральный закон устанавливает принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка , участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников.
Участие граждан в охране общественного порядка согласно новому Федеральному закону может осуществляться в форме внештатного сотрудничества с полицией, путем участия в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, а также путем создания народных дружин.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 44-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создают условия для деятельности народных дружин.
В соответствии со ст.ст.12-13 Федерального закона № 44-ФЗ по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, создаются народные дружины в форме общественной организации.
Границы территории, на которой может быть создана народная дружина, устанавливаются представительным органом соответствующего муниципального образования. При этом на одной территории, как правило, может быть создана только одна народная дружина.
Законом установлена необходимость уведомления органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о создании народной дружины.
Руководство деятельностью народных дружин осуществляют командиры народных дружин, избранные членами народных дружин по согласованию с органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно ст.21 Федерального закона № 44-ФЗ материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.
В силу ст.22 Федерального закона № 44-ФЗ планы работы народных дружин, место и время проведения мероприятий по охране общественного порядка, количество привлекаемых к участию в охране общественного порядка народных дружинников подлежат согласованию с органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования; территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иными правоохранительными органами.
Порядок взаимодействия народных дружин с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами определяется совместным решением народных дружин, органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иных правоохранительных органов.
Статьей 23 Федерального закона установлены особенности создания и деятельности народных дружин из числа членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Согласно ст. 26 Федерального закона № 44-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников.
Органы местного самоуправления могут предоставлять народным дружинникам во время исполнения обязанностей народного дружинника, проездные билеты на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах территории муниципального образования.
Органы местного самоуправления могут осуществлять личное страхование народных дружинников на период их участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка, устанавливать дополнительные льготы и компенсации для народных дружинников, гарантии правовой и социальной защиты членов семей народных дружинников в случае гибели народного дружинника в период участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка, а также использовать иные формы их материальной заинтересованности и социальной защиты, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Порядок предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и органами, местного самоуправления народным дружинникам льгот и компенсаций устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
В связи с принятием нового Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» Федеральным законом от 02.04.14 № 70-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка», вступающим в силу также с 02.07.14, были внесены соответствующие изменения в Федеральный закон от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно скорректирован перечень вопросов местного значения городских поселений.
Согласно данным изменениям к вопросам местного значения городских поселений отнесено оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин.
В силу ст.44 Федерального закона № 131-ФЗ перечень вопросов местного значения должен определяться Уставом муниципального образования.
Старший инспектор группы охраны общественного порядка
ОМВД России по Еманжелинскому району Сергей Сажаев.