Стиль… из Амстердама
В 1993 году мы с приятелем два месяца жили в Амстердаме – нужно было найти какую-то галерею и сделать в ней выставку. Моя жизнь тогда заключалась в том, что я писал с утра до вечера для выставки и для того, чтобы жить: небольшие этюдики просто продавал на улице. Интересное было время, появилась возможность что-то переосмыслить, сделать сравнение: есть такая жизнь, как у нас в стране, и есть другая. Есть искусство слегка подмороженное и есть живое творчество, несущее позитив.
Манеру, в которой я писал, «обозвали» гончаровским стилем, пусть он будет. Друзья мне рассказывали, что и на Украине, и в Молдавии, в разных российских городах видели копии моих работ. Я считаю, что это здорово, пусть рисуют, если кому-то нравится сюжет, замечательно.
Что касается творчества, техники, то художник – он всегда в развитии. Отличительная особенность свободного художника – это движение вперед. Может измениться манера, цветовая гамма. В Нью-Йорке, общаясь с художниками, я узнал такие вещи: они представляют в галереях, зарабатывая на жизнь, практически одну работу, лишь немного ее меняя. Оказалось, что по договору с этой галереей они не имеют права отступить вправо или влево, работы должны быть узнаваемы. И художник мучается, он уже пишет в другой манере – тихо, дома, втайне от других, никому не показывая. Русские художники – они более свободные. Договоров с галереями мы не заключаем, что хотим, то и пишем, где хотим, там и выставляемся. И это нормальный творческий процесс, когда художник не стоит на месте.
У меня сейчас меньше стало динамики, меньше экспрессии, но и мне уже не 20 лет. Я обратился к пейзажу, к которому до определенного возраста боялся прикасаться. Пейзаж – это философская тема, к нему нужно подойти уже с богатым духовным опытом. Мы свободны, поэтому можем выплеснуть на холст свои ощущения, собственное душевное состояние, а не пожелания каких-то галеристов.
Самое продолжительное мое пребывание за рубежом – это Голландия, Амстердам. Затем были и Австрия, и Нью-Йорк. Отовсюду уже через неделю тянуло в Россию, не знаю, почему это происходило. Может быть, это та атмосфера – человеческая, душевная, материальная – другая, отличительная, которую чувствуешь всем телом, и я с радостью возвращался в Россию и знал, что я здесь нужен. И был всегда уверен, что ни в какой другой стране мира, какая бы она ни была, жить не буду.
Трепетно и ответственно
Я теперь осознал, что к творчеству нужно подходить очень трепетно и с большой ответственностью. Потому что твои работы смотрит зритель, и они несут именно то состояние, которое ты имел во время их написания. Самые первые живописные работы – иконы – писали богомазы, первые живописцы, они вкладывали в свое произведение всю свою душу, сердце, отношение к Богу. Писали в молитве, находясь в посте, и посредством кисти передавали свое возвышенное состояние. Поэтому их работы до сих пор несут положительную энергетику и многие обладают целебными свойствами. Все эти принципы остались. Любой художник – творец, посредством кисти, карандаша он свои переживания привносит вместе с сюжетом, с линией, с цветом в полотно. И в итоге картина начинает или нести положительную энергетику, или разрушать, то есть она может стать подобной термоядерному реактору, который вешают на стену и который на протяжении всей жизни, пока существует, несет негатив. Это физические законы, которые открыли ученые.
В каком состоянии должен находиться художник, приступая к работе? В чистом, молитвенном, чтобы не было каких-то проблем, которые загромождают мозг. Тогда друзьям, людям, знакомым интересно смотреть на твою картину, и ты не боишься, что кому-то навредишь… Поэтому выставок сейчас немного, выставляемся только там, куда приглашают. И это, наверное, самый правильный подход – когда люди просят, стоит показать свои работы. Это вот мое отношение к тому, чем занимаюсь.
На выставке на Украине книга отзывов просто превратилась в поэтический сборник, на каждой странице стихи. Был такой эмоциональный порыв. Многие покупали краски – им хотелось пойти что-то написать. Когда такое происходит, задача художника, можно сказать, выполнена. Бывает, человек, когда его спрашивают: «Ну, как картина?», говорит: «Я ничего не понимаю в искусстве». Такого быть не может! Прекрасное человек понимает и чувствует всегда. Человек родился в гармонии, гармония – это его суть. Смотреть картину нужно сердцем, и если возникает диалог, какой-то приятный сердечный позыв – значит, картина хорошая. Не нужно стесняться, надо говорить об этом. Между картиной и художником не должно быть посредников, которые могли бы объяснить, что нужно видеть. Смотрите, чувствуйте, не стесняйтесь говорить, нравится или не нравится, потому что художнику это очень важно. Если скажут, что не нравится – значит, я что-то не доделал, я несовершенен, к чему-то надо стремиться дальше.
Источник вдохновения
Сейчас я просыпаюсь счастливый уже оттого, что рядом любимые люди, друзья, любимая работа. Мы живем в Красноярском крае – там потрясающие пейзажи, куда ни посмотришь – хочется брать и писать. Я думаю, любовь к жизни – это самый главный момент для любого художника, потому что помогает не только в работе, но и в жизни.
У себя в деревне я открыл школу изобразительного искусства, там есть еще художники-педагоги. Все, что мы делаем для детей, бесплатно – это принцип нашей жизни. И это основа нашей жизни, потому что мы считаем, что детям необходимо своим примером показывать, как работать, к чему стремиться. У нас есть гончары, кузнецы, лозоплетельщики – они тоже дают уроки мастерства для детей. И мы должны быть лучше, чтобы дети, глядя на нас, перенимали опыт, который мы имеем, в том числе духовный. Просто грозить пальчиком – этого делать нельзя, считаем, неправильно.
Почему Красноярский край? Мы с друзьями – художники, музыканты – особенно сразу после института мечтали куда-то уехать: в деревню, на наши озера, рожать там детей, учить их рисованию… По каким-то причинам этого не получилось, у каждого началась своя жизнь. А потом я встретил людей, которые живут в Красноярском крае и занимаются творчеством. Съездил туда в гости, посмотрел на красоту и почувствовал себя там более свободным. Двое ребят у меня тогда уже выросли, а детей, которые у нас намечались, я не хотел растить в той индустриальной суете, в которой сам пребывал. Поэтому мы с Натальей поехали в деревню и нашли в ней единомышленников. Нам настолько все понравилось, что мы решили поселиться там.
Я недавно пришел к выводу, что все, что нужно для счастливого человека, у меня есть: любимые люди, любимое дело, любимые друзья, учитель. Есть та гармония, которая меня каждый день окружает. Что нужно для большего счастья? Не знаю. Желание написать те работы, которые у меня созрели в голове, – сюжетов достаточно много. Сейчас, после 50, у меня открылось второе дыхание, что ли: такой поток сюжетов и энергии – только подставляй холсты и воплощай идеи.
Бизнес – под залог картин
Когда картин стало больше, захотелось оформлять их достойно. Мы уже знали, что такое европейский багет, и я своим друзьям, которые занимались бизнесом, стал говорить: «Смотрите – непаханая поляна, занимайтесь, везите багет художникам, это востребовано». Но мне отвечали: «Это не бизнес, лучше мы в Турцию за товаром съездим…» И тогда, чтобы оформлять свои работы, не ездить за каждой багетной палкой из Челябинска в Москву, я решил это дело сам как-то продвинуть. Мне банк дал под картины кредит, я приобрел станки и начал новое для меня дело. Так была открыта первая мастерская. На какой-то период времени у меня получилось творческое затишье. В итоге все вылилось в то, что существует теперь.
Постеры мы начали печатать потому, что они были востребованы: оригиналы или проданы, или оставлены для выставок. Сначала делали фотографии, потом перешли к современным технологиям – к печати на бумаге, на холсте; ламинация, пластификация и так далее. Сейчас все делается по мировым стандартам. Эта деятельность оказалась очень полезной для меня – познакомился со многими художниками из разных городов, из разных стран. Сделали каталог работ наших художников, я отбирал их сам – которые отвечают моим вкусам: интерьерные, радующие глаз, несущие позитив. И сейчас галерея в Челябинске продолжает работать, и оригиналы выставляются.
Подготовила Наталья РЯПОЛОВА
Фото Яна САБИРОВА
Игорь Гончаров родился 4 августа 1959 года в г. Коркино, откуда в трехлетнем возрасте вместе с родителями переехал в Еманжелинск. В 1975 году окончил школу № 16, в 1984 году – Свердловский архитектурный институт. Некоторое время преподавал. В настоящее время является членом международной федерации художников ЮНЕСКО. Персональные выставки Игоря Гончарова, начиная с 1991 года, проходили в Челябинске, Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Перми, а также в Вене, Амстердаме, Нью-Йорке и других городах России и зарубежья. Работы Гончарова находятся в различных галереях Европы и Америки, а также в частных коллекциях многих известных людей, к примеру, оперной звезды Кати Ричарелли, всемирно известного коллекционера Татьяны Колодзей.
В феврале 1997 года Игорь Гончаров организовал в Челябинске багетную мастерскую. Сейчас «Галерея Игоря Гончарова» – это известное в городе и в стране предприятие, к тому же ведущее активную работу по привлечению новых интересных авторов со всей России. Первый изданный галереей полиграфический каталог получил название «Э.РА 2006» (Эпоха Рассвета) и по-прежнему вызывает большой интерес.
С 2006 года художник участвует в проекте передвижной выставки «Духовный путь и искусство», которая с успехом прошла уже в 29 городах Европы и России.
В марте 2008 года Игорь Гончаров участвовал во втором Московском международном фестивале искусств «Традиции и Современность», где стал победителем в номинации «За свежесть взгляда» в живописи. На конкурс свои работы представили тогда 650 художников из 25 стран мира.
У Игоря Гончарова четверо детей: Кирилл, 27 лет, – тренер по спортивным танцам, живет в Москве; Арсений, 23 года, спортсмен, намерен открыть галерею в Нижнем Новгороде; шестилетний Гордей, «творец с утра до вечера», и трехлетняя Виринея, начинающий художник.